Гомилетика
Учебное пособие

Оглавление

Введение
Раздел I. Проповедник
Раздел II. Подготовка проповеди
Глава 1. Структура проповеди
Глава 2. Тематическая проповедь
Глава 3. Текстовая проповедь
Раздел III. Проповедование

Введение

Раздел I. Проповедник

Сущность служения проповедника

1. Проповедник - Божий соработник. (1 Кор. 3, 9)

2. Проповедник призван провозглашать вечные Божьи истины.

3. Проповедник призван стоять в проломе за людей (Иез. 22, 30).

4. Проповедь Евангелия - самое основное служение в Церкви.

Призвание проповедника

1. Всякий работник на ниве Божьей должен иметь ясное свидетельство своего призвания.

Примеры призвания: Авраам (Быт.12. 1-3); Моисей (Исх. 3, 1-12); Исайя (Ис. 6, 1-9).

2. Призвание Божье подтверждается посланничеством церкви (Д. Ап. 13, 1-3)

а) церковь поручает,

б) церковь несет ответственность,

в) церковь поддерживает.

Жизнь проповедника

1. Служение проповедника неразрывно связано с его жизнью.

а) Проповедник призван иметь достойную духовную жизнь ради своего спасения.

б) Проповедник призван иметь достойную жизнь ради успеха служения.

2. Проповедник призван быть образцом во всем (1 Тим. 4: 12).

а) Жизнь в семье и для семьи (Пс. 100, 2).

б) Жизнь среди мира (2 Кор. 2, 14).

в) Дисциплина жизни.

г) Жизнь в церкви.

д) Освящение - правило всей жизни.

Общение проповедника с Богом

1. Проповедник призван быть мужем молитвы (1 Тим. 2, 8).

2. Истинный проповедник горячо любит Слово Божье (Пс. 118, 103).

Качества проповедника

1. Духовные качества:

- Исполненность Духом Святым,

- Христос - центр жизни,

- Приветливость и любовь (1 Кор. 4, 14)

2. Отношение к служению:

- Серьезное отношение к делу (2 Кор. 2. 14-16),

- Чувство ответственности (Иез. 3, 17; 33, 6),

- Готовность служить (Лук. 17, 7-10),

- Ревность в служении (Фил. 2, 20).

Раздел II. Подготовка проповеди

Основные виды библейских проповедей

Некоторые авторы учебных пособий по гомилетике, предлагают разделение проповедей на множество видов, классифицируя по признаку их содержания, либо по методу построения или цели высказывания. Например:

1. Тематическая.

2. Текстовая.

3. Призывная.

4. Назидательная.

5. Биографическая.

6. Утешительно-ободрительная.

7. Казуальная (причинно-следственная).

Данный материал предлагает разделение проповедей на тематические и текстовые. Мы будем рассматривать приготовление библейской проповеди, учитывая эти два основных типа проповедей.

Глава 1. Структура проповеди

Проповедь - это не просто свободная речь на духовную тему, и даже не обзор некоторых текстов Священного Писания. Проповедь - это законченная речь, имеющая определенную тему, введение, основную часть и заключение.

План конспекта проповеди

Библейский текст

Тема проповеди

Стержневое высказывание

Введение в проповедь

Основные пункты проповеди

1. Первый пункт плана-конспекта

1.1 Первый подпункт

1.1 Второй подпункт

2. Второй пункт плана-конспекта

2.1 Первый подпункт

2.1 Второй подпункт

3. Третий пункт плана-конспекта

3.1 Первый подпункт

3.1 Второй подпункт

Заключение.

Текст Священного Писания для проповеди

Выбор текста

Выбор библейского текста - это одна из самых сложных задач в служении проповедника. Проблема не в том, что в Писании мало подходящих мест для проповеди, а в том, какой текст самый лучший, на данный момент, что именно сейчас Господь хочет сказать церкви. Известный проповедник Ч. Сперджен говорил по этому поводу: "Если бы кто спросил меня, как узнать, на какой текст мне проповедовать, я ответил бы ему: "Громче взывай к Господу. Усердная молитва "выплавит" из твоей груди дивную проповедь".

Молитва приносит двойное благословение: и проповеднику, который возносит ее, и слушателям, которым он служит. Если ты получишь текст Писания по молитве, он будет вдвойне дороже для тебя. Он будет обладать особой силой Божественной благодати. "Божий поток полон воды" (Пс. 64, 10). Поэтому приходи, черпай воду из этого живительного источника.

Очень часто тема проповеди и текст Писания открывается не только через молитву, но и в процессе служения. Если проповедник занят подготовкой не только в субботу вечером, а это служение стало главным делом всей его жизни, то поиском он будет занят каждый день. Многие проповедники для этой цели имеют записную книжку или листок, куда постоянно записывают драгоценные мысли и откровения Слова Божьего, что является хорошей помощью в подборе темы проповеди. Кто-то справедливо подметил: "Не записанная мысль - потерянная мысль".

Если проповедник живет жизнью и нуждами церкви, то, возможно, его проповеди рождаются в переживаниях о нуждах народа Божьего. Если ты окончательно утвердился в правильности выбранного текста для проповеди, то еще раз усердно помолись об этом Господу, чтобы тебе передать не букву Писания, а получить "живые слова" от Господа. (Д. Ап. 7, 38).

После этого следует тщательное исследование избранного текста.

Основательное экзегетическое исследование текста (из раздела герменевтики)

1. Усердная молитва о Божьем откровении (Мтф. 16: 17).

2. Многократное чтение библейского текста.

Иногда даже знакомый текст, при многократном чтении его, открывается значительно глубже и понятнее. Одного брата спрашивали: "Что ты делаешь с непонятными местами Писания?" Он ответил: Перечитываю их до тех пор, пока не станут понятными.

3. Изучение контекста:

- исторического:

- смыслового.

4. Разобрать текст грамматически, задать к нему вопросы, обратить внимание на союзы.

5. Разобрать отдельные непонятные слова и сделать пересказ (письменно).

Тема проповеди

У всякой проповеди должна быть ясно сформулированная тема. Тема - это короткое предложение или даже одно слово, выражающее содержание всей проповеди. Тема раскрывается в процессе всей проповеди.

Тема проповеди должна вытекать из текста Священного Писания. Проповедь без темы может быть также назидательной, но ее по праву трудно будет назвать проповедью, а скорее это будет обсуждение серии каких-либо истин. Проповедь - это изложение какой-либо библейской темы. Ее в каком-то смысле, можно сравнить с большим, красивым и стройным деревом, где корнем является текст Писания. Из корня происходит ствол - это тема проповеди, от ствола отходят ветви - это основные пункты проповеди, а на ветвях расположены веточки и листья - это подпункты и обсуждения. Если убрать ствол, то останется целый ворох больших ветвей с листьями без определенной формы и красоты. Тема проповеди направляет ход мыслей проповедника в одно определенное русло.

Выбор темы

Когда кто-либо берется за тематическое изучение Библии, то он открывает настолько большое разнообразие тем, что невольно возникает вопрос: как избрать подходящую тему для проповеди?

Если мы хотим знать, какую тему необходимо избрать, то должны искать водительства Божьего и для этого проводить время в молитве и размышлением над Словом Божьим.

Существуют некоторые факторы, которые могут повлиять на выбор темы. Одним из них может быть просьба или поручение проповедовать на определенную тему, другим же - особые причины - определяющие тему проповеди. Кроме того, некоторые обстоятельства в церкви могут указывать на необходимость выбора конкретной темы. Хотя тематическая проповедь не основана на каком-либо одном тексте, однако какой-либо стих из Библии может послужить начальным пунктом ее зарождения. Например: в Гал. 6, 17 написано: "Впрочем, никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем". Наше внимание привлекают к себе слова: "Я ношу (клеймо - перев. с греч.), язвы Господа". Без сомнения, Павел говорит здесь о шрамах от ран, нанесенных ему гонителями за Христа. Шрамы, которые были открытым и явным знаком того, что он навеки принадлежит Христу.

Исторические источники свидетельствуют, что во времена, -когда Ап. Павел писал эти слова, раскаленным железом метили не только животных, но и людей. След от него оставался на теле на всю жизнь. По меньшей мере, три класса людей имели подобное клеймо: рабы, как знак принадлежности своему господину; солдаты, которые иногда сами на себе выжигали имя генерала, под командованием которого они служили, и таким образом выражали свою бесконечную преданность: и, наконец, приверженцы некоторых религий, которые посвящали всю свою жизнь какому-либо храму или божеству.

На основании этой информации мы приходим к следующему конспекту тематической проповеди:

Тема: "Пожизненные знаки, по которым узнаются христиане"

1. Как раб, посвященный христианин носит на себе знак принадлежности Господину (1 Кор. 6, 19-20).

2. Как воин, посвященный христианин носит на себе знак преданности своему Начальнику (2 Тим. 2, 3; 2 Кор. 5, 15).

3. Как приверженец религии, посвященный христианин носит на себе знак человека, поклоняющегося своему Богу (Фил. 1. 20; 2 Кор. 4, 5).

Разновидности тем

Библия затрагивает все стороны человеческой жизни и деятельности. Кроме того, она открывает Божьи намерения о человечестве в этой жизни и в вечности. Таким образом, Св. Писание содержит и предлагает неисчерпаемый запас тем, откуда проповедник может брать материал для тематических проповедей на любой случай жизни. Через постоянное и тщательное углубление в Слово Божье верующий обогатит свою собствен-ную душу "грудами чистого золота" духовной истины и. будет в состоянии поделиться духовным богатством с другими, чтобы равным образом, и они обогатились тем, что ценно и во времени и в вечности.

В огромной сокровищнице Св. Писания мы можем найти темы, как: "Благословение в страданиях", "Последствия неверия", "Обетования Христовы", "Христианская радость", "Якорь для души", "Лекарство от духовных болезней", "Духовные богатства христианина", "Библейские принципы воспитания детей" и др.

Ограничение темы

Многие проповедники избирают для проповеди очень обширную тему, которую невозможно охватить и изложить в течение одной проповеди. Такие темы как: о любви, о молитве, о спасении, о покаянии, о семейной жизни и др., необходимо разбить на несколько частей, каждая из которых может стать темой проповеди. Например, большую тему "О молитве", можно разбить на следующие части:

- Сила молитвы,

- Возможности молитвы,

- Усиленная молитва,

- Молитва за закрытой дверью,

- Молитва в церкви,

- Постоянство в молитве,

- Причины неотвеченных молитв и др.

Если мы избрали для проповеди одну из тем, например "Причины неотвеченных молитв", то наш конспект проповеди должен быть занят одной темой, а именно: причинами, по которым молитвы остаются без ответа. Мы можем думать о множестве других важных истин, связанных с темой "молитва", таких как: значение молитвы, сила молитвы, методы молитвы и следствия молитвы. Но если мы хотим держаться темы проповеди, то необходимо выводить пункты плана конспекта из темы, не выходя за ее пределы. Такие пункты, как: "Значение и важность молитвы" должны быть изъяты из этой темы, т.к. наша тема ограничивает нас разъяснением причин того, почему молитвы иногда остаются без ответа.

Стержневое высказывание

Стержневое высказывание - это главный духовный урок или вечная истина, содержащаяся в проповеди, обобщенная в одно предложение. Стержневое высказывание не может быть привязанным к какому-нибудь имени, месту или времени. Это вечная Божья истина применимая во все времена и для всех людей. Прежде чем выйти за кафедру, проповедник должен ясно представлять и отвечать себе на вопрос: "Что я хочу достичь в этой - теме?" Задача проповедника не только изложить тему или передать какую-либо библейскую историю, но извлечь из нее духовный урок для себя и для слушателей. Этот урок и является стержневым высказыванием.

Обратите внимание на примеры стержневых высказываний:

- Ежедневное размышление над Словом Божьим жизненно важно для каждого христианина;

- Господь желает поклонения, исходящего из сердца;

- Любовь ко Христу потребует от нас забыть о себе ради других;

- Готовность к встрече со Христом - наиважнейшая задача.

Некоторые принципы формулировки стержневого высказывания

1. Стержневое высказывание должно выражать одну главную мысль проповеди одним полным выражением.

Если в стержневом высказывании заключена более чем одна важная мысль, то сразу нарушается единство всей структуры проповеди. Приводим пример такого высказывания с двумя главными истинами: Св. Писание наставляет нас вести святую жизнь и быть верными слугами Христа.

Чтобы основная мысль проповеди могла быть полно выражена, ее нужно сформулировать с помощью полного предложения. Это означает, что высказывание должно состоять из двух основных частей: из подлежащего - предмета, о котором мы хотим говорить, и сказуемого - то, что мы хотим сказать о нем. К примеру, мы избираем тему нашего рассуждения "Второе пришествие Христа". Если мы оставим это подлежащее без сказуемого, мы будем иметь неполную мысль, т.к. оно не указывает, что мы хотим сказать о нашем предмете. Поэтому мы дополняем к подлежащему сказуемое, которое иногда содержит глагол, с помощью которого мы можем всегда выразить то, что хотим сказать о подлежащем. Мы добавляем к нашему подлежащему выражение: "является надеждой живых христиан". Объединяя подлежащее со сказуемым, мы получаем полную мысль, выраженную в форме полного предложения; "Второе пришествие Христа является надеждой живых христиан".

2. Стержневое высказывание должно быть ясным, определяющим предложением позитивного смысла.

Это означает, что подлежащее в стержневом высказывании должно быть недвусмысленным позитивным утверждением. Такое высказывание, как: "Мы чтим Господа, прославляя Его за Его благодеяния" является ясно определяющим утверждением. Если же мы скажем иначе: "Мы не чтим Господа, когда жалуемся на наше положение", это будет негативным высказыванием.

Обратите внимание на следующий конспект и заметьте, как стержневое высказывание выражается в форме определения.

Тема: "Жизнь зависимости".

Стержневое высказывание: "Жизнь христианина заключается в постоянной зависимости".

1. Мы зависимы от Христа в нашем спасении (Тит. 3, 5).

2. Мы зависимы от Слова Божьего в нашем духовном возрастании (1 Петр. 2, 2).

3. Мы зависимы от молитвы в получении духовной силы (Иак.5, 15).

4. Мы зависимы от общения, чтобы взаимно ободрять Друг друга (1 Иоан. 1, 3).

3. Стержневое высказывание должно выражать вечную истину, обычно формулируемую в форме настоящего времени.

Стержневое высказывание является принципом или истиной, действующей всегда и везде в жизни верующего. Поэтому она, в силу необходимости, обычно выражается в форме настоящего времени.

Но как мы уже указывали, какая-либо истина не может быть полно передана посредством отдельного выражения или части предложения. Для ее формулировки нужно воспользоваться полным предложением, имеющим подлежащее и сказуемое.

К примеру, выражение "Трудности народа Божьего в дни испытаний" не является определением и не содержит никакой истины. Здесь мы имеем лишь часть предложения. Если проповедник попытался использовать его в качестве стержневого выс-казывания, это приведет его лишь к неясности в развитии проповеди. Но если мы скажем иначе: "Народ Божий в испытаниях всегда может положиться на помощь Божью", это будет утверждением, действительным во все времена и на всяком месте. Нужно также уяснить, что повелительная форма не является определением. Поэтому формулировка стержневого высказывания "Будь добросовестным в твоей работе!" не будет главной. Кроме того, вечная истина не должна содержать географических и исторических данных и использовать собственные имена, кроме имени Божьего. Поэтому будет неверно такое выражение вечной истины: "Как Господь призвал Амоса из Фекои в стране Иудейской проповедовать в северном царстве, так Он и сегодня призывает многих идти в другую страну для служения Ему". Вместо этого можно сказать: "Господь в Своем суверенитете призывает христиан для служения Ему там, где Он этого желает".

4. Стержневое высказывание должно быть сформулировано просто и ясно.

Формулировка главной мысли не должна содержать неточности или многозначительности. Если мы. к примеру, в качестве стержневого высказывания возьмем выражение: "Настоящая работа", слушатели будут задаваться вопросом: "Какая работа является настоящей?" или "Какова награда за эту работу?" Несмотря на необходимость ясной формулировки тезиса стержневых высказываний, нет необходимости в использовании особо элегантных и впечатлительных слов и выражений. Формулировка должна быть проста и убедительна, чтобы слушатели сразу поняли ее. Если мы, к примеру, планируем говорить о христианском свидетельстве, мы можем стержневое высказывание сформулировать так: "Живой христианин представляет собой действенное свидетельство для Христа".

Введение в проповедь

Введение - это часть самой проповеди, с помощью которой проповедник подготавливает слушателей к самой проповеди. Таким образом, введение является важной составной частью проповеди, и успех ее во многом зависит от введения.

Цель введения

1. Подготовить аудиторию к слушанию.

Довольно часто люди, пришедшие на богослужение, совсем не готовы к слушанию и восприятию Слова Божьего. Некоторые из них обременены проблемами, переживаниями или скорбями, в результате чего их сердце не подготовлено к слушанию. Другие заняты какими-либо вопросами, третьи чувствуют недомогание. Таким образом, задачей проповедника является привлечь внимание слушателей.

2. Направить мысли слушателя к теме проповеди и показать ее важность.

Всякая библейская истина является жизненно важной, но, к сожалению, многие слушатели не сознают этого. Проповедник должен в кратких словах введения в проповедь показать важность и актуальность затронутой им темы.

Содержание введения

Во-первых, введение должно быть кратким (не более десяти процентов от времени всей проповеди). Оно не должно быть однообразным и однотипным. Некоторые проповедники любую проповедь начинают с одних и тех же слов: "По милости Господа мы снова собрались" и т.д. Если первые фразы проповеди состоят из скучных, пустых или не относящихся к теме проповеди замечаний, проповедник с первых минут может потерять внимание слушателей.

Введение может состоять из вопроса, короткого примера или истории возникновения книги Библии, откуда вы взяли текст для проповеди. Возможно, вы сделаете обзор какого-либо гимна, предыдущей проповеди или стихотворения, показав связь вашей проповеди с тем, что уже было сказано в собрании.

Основные пункты проповеди

Основные пункты проповеди - это составные ее части, одна за другой развивающие тему проповеди. Независимо от того, будут они сформулированы в проповеди или нет, правильно спланированная проповедь будет состоять из вполне определенных частей, каждая из которых вносит свой вклад в единство проповеди.

Принципы формулировки основных пунктов

1. Основные пункты должны вытекать из темы проповеди, причем каждый пункт должен способствовать ее развитию.

2. Основные пункты должны в корне отличаться друг от друга.

Рассмотрим нижеприведенный план-конспект проповеди (1 Кор. 13, 1-13).

Тема: "Любовь - это идеал, которым измеряется жизнь христианина".

1. Исключительность любви (1-3 ст.).

2. Характерные свойства любви (4-7 ст.).

3. Постоянство любви (8-12 ст.).

4. Неизменность любви (13 ст.).

Очевидно, что третий и четвертый пункт пересекаются, потому что мысль постоянства любви включает в себя и неизменность ее. Допуская подобные ошибки, проповедник повторяется, высказывая близкие по смыслу истины, при этом, полагая, что он полнее развивает эту тему проповеди.

3. Основные пункту следует располагать в определенной последовательности.

У проповедника может возникнуть желание изложить материал в хронологическом порядке или же он может расположить его в соответствии с географическим или пространственным положением. С другой стороны, проповедник может сформулировать основные пункты, руководствуясь логикой текста, и расположить их в порядке значимости, идя от причины к следствию или от следствия к причине, или же сравнивая или противопоставляя их.

План проповеди можно составить таким образом, чтобы каждый основной пункт начинался со слов: кто, чей, кого, что, который, как, почему, когда, где.

Вот пример подобного плана (Рим. 15. 13):

Тема: "Жизнь с избытком во Христе доступна каждому верующему"

1. Откуда она берется? - "Бог же надежды да исполнит вас..."

2. Из чего она состоит? - "...Исполнит вас всякой радости и мира..."

3. Как мы можем обрести ее? - "...В вере..."

4. Зачем она нужна нам? - "...Дабы вы обогатились надеждою..."

5. Как мы можем прожить ее? - "..Силою Духа Святого".

4. Если тема проповеди сформулирована в виде вопроса, то основные пункты проповеди должны дать ясный исчерпывающий ответ.

5. В каждом основном пункте должна содержаться одна главная мысль.

6. Количество основных пунктов должно быть минимальным.

Заключение проповеди

Определение заключения

Заключение является высшей точкой проповеди, где наиболее ярко выражена цель проповеди.

Следовательно, именно в заключении проповедник должен ясно выразить цель проповеди и призвать слушателей к исполнению затронутой в проповеди истины.

Содержание заключения

Заключение должно быть весьма кратким. В нем не должно быть новых мыслей. В конце проповеди необходимо собрать все основные мысли, ранее сказанные, подытожить, сделать вывод и показать важность исполнения истины. Очень важно, чтобы основные мысли повторять не прежними выражениями, но сформулировать их другими словами.

Глава 2. Тематическая проповедь

Определение тематической проповеди

Тематической называется проповедь, основные пункты которой являются производными от определенной темы. Основные пункты ее не зависят от определенного текста Писания.

Рассмотрим внимательно это определение. Первая часть его утверждает, что основные пункты проповеди должны вытекать из темы.

Вторая часть определения утверждает, что тематическая проповедь не нуждается для своего построения в определенном библейском тексте. Это не значит, что тема проповеди будет небиблейской. Это лишь указывает, что тема вытекает не из одного библейского текста.

Для уверенности в том, что в своем содержании проповедь будет полностью библейски обоснованной, нам необходимо начать с того, чтобы избрать библейскую тему или предмет обсуждения. Основные пункты проповеди должны быть связаны с этой темой и каждый пункт должен быть подтвержден местами Св. Писания. Эти места Писания могут быть взяты из различных частей Библии.

Пример тематической проповеди

Для того чтобы легче понять определение, разработаем простой тематический план-конспект.

Нашей темой будет: "Причины неотвеченных молитв". Обратите внимание, что мы используем не определенный текст, но библейскую тему. Из этой темы мы должны извлечь основные пункты плана конспекта. Поэтому нам необходимо выяснить, какие причины неотвеченных молитв названы в Библии. Рассуждая на эту тему и вспоминая различные места Писания, мы обнаружим тексты, которые свидетельствуют о том, почему молитвы часто остаются неотвеченными: Иак. 4, 3; Пс. 66, 18; Иак. 1, 6-7; Матф. 6, 7; Прит. 28, 9; 1 Петр. 3, 7. В этой работе нам может помочь библейская Симфония.

С помощью этих мест Писания мы находим следующие причины неотвеченных молитв,

Тема: "Причины неотвеченных молитв"

1. Побудительные причины молитв - вожделение (Иак. 4, 3).

2. Беззаконие в сердце (Пс. 65, 18).

3. Сомнение в Божьем Слове (Иак. 1, 6-7).

4. Пустая многословная молитва (Матф. 6, 7).

5. Пренебрежение Словом Божьим (Прит. 28, 9).

6. Неблагоразумное взаимоотношение в браке (1 Петр. 3, 7).

Итак, перед нами конспект тематической проповеди, в котором каждый основной пункт выведен из темы: "Причины неотвеченных молитв" и подкреплен соответственно библей-скими текстами

Основополагающие принципы построения тематических проповедей

1. Основные пункты тематической проповеди должны быть выстроены в логической или хронологической последовательности.

Это значит, что мы должны стремиться отразить в конспекте логическое или хронологическое развитие мысли. Какой из этих двух путей будет использован, зависит от их согласованности с нашей темой. Изберем тему: "Истины о сущности Христа" и построим на ее основе следующий конспект:

Тема: "Истины о сущности Христа"

1. Христос - Бог пришедший во плоти (Матф.1, 23; 1Тим. 3, 16)

2. Христос - Спаситель человеков (1 Тим. 1, 15; 4, 10)

З. Христос - грядущий Царь (Откр. 11, 15)

Обратите внимание на то, что конспект составлен в хронологическом порядке. Иисус Христос, Сын Божий, стал первоначально плотью, пошел на крест и отдал Свою жизнь для искупления многих, и наступит день, когда Он придет опять и будет как Царь царей и Господь господствующих. Обратите также внимание на то, что основные пункты, согласно определению тематической проповеди, выведены из темы. Этому соответствуют и все последующие конспекты тематических проповедей, приводимые в этой главе.

Далее следует другой пример, показывающий логическое развитие основных пунктов в конспекте.

Тема: "Отличительные признаки надежды верующего)

1. Это есть живая надежда (1 Петр. 1. 3)

2. Это есть надежда на невидимое (Рим. 8, 24)

3. Это есть добрая надежда (2 Фес. 2:1)

4. Это есть твердая надежда (Евр. 6: 18-б, 19)

5. Это есть спасающая надежда (1 Фес. 5, 8)

6. Это есть блаженная надежда (Тит. 2, 13)

7. Это есть вечная надежда (Тит. 3, 7)

Обратите внимание, что в последнем пункте последовательность достигает своей наивысшей точки.

2. Основные пункты конспекта могут представлять собой анализ темы.

Чтобы проанализировать тему, мы должны выделить ее составные части таким образом, чтобы каждый пункт являлся этапом раскрытия этой темы. Рассмотрим некоторые аспекты, ко-торые находим в Библии о сатане.

Тема: "Некоторые аспекты сущности дьявола"

1. Его происхождение (Иез. 28, 12-17)

2. Его падение (Ис. 14. 12-15)

3. Его сила (Еф. 6, 11-12; Лук. 11, 14-18)

4. Его действия (2 Кор, 4, 4; Лук. 8, 12; 1 Фес. 2. 18)

5. Его конец (Матф. 15, 41)

Обратите внимание, что в случае, если мы опустим, например второй пункт конспекта, то мы уже не будем иметь удовлетворительного анализа темы, т.к. не будет хватать одной из существенных составляющих его частей. Конечно, возможно, что через дальнейшее изучение темы "Сатана, как он описан в Библии" к конспекту могут добавиться один или два важных пункта. Обратите внимание также на то, что основные пункты в соответствии с предыдущим правилом построены в логической последовательности.

3. Основные пункты проповеди могут представлять собой раз личные обоснования темы.

Следующий конспект построен соответственно этому правилу:

Тема: "Благословения, исходящие от познания Слова Божьего".

1. Познание Слова Божьего умудряет нас во спасение (2 Тим. 3, 15).

2. Познание Слова Божьего охраняет от греха (Пс. 118, 11).

3. Познание Слова Божьего ведет к духовному возрастанию (1 Петр. 2, 2).

4. Познание Слова Божьего ведет к жизни с избытком.

Можно видеть, что каждый пункт конспекта подтверждает тему, то есть, каждое высказывание в основных пунктах показывает одно из духовных богатств, которое происходят от познания Слова Божьего.

4. Основные пункты проповеди могут излагать тему в виде аналогии или противопоставления по отношению к какому-либо месту Писания.

В таком конспекте отражаются соответствия или противопоставления между темой и родственным теме предметом (освещенном в каком-либо месте Библии).

В качестве примера прочтем Матф. 5, 13, где Господь Иисус говорит: "Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям". Исследование контекста, в котором находится этот текст, ясно показывает, что Христос говорит о свидетельстве верующих и сравнивает его с солью. Поэтому мы можем сделать набросок конспекта с заголовком: "Действенное свидетельство", в каждом пункте провести аналогию между верующим и солью.

Тема: "Сравнение между верующим и солью" (Матф. 5, 13).

1. Свидетельство верующих должно быть приправою: (Кол. 4, 6).

2. Свидетельство верующих не должно терять свой вкус и силу, как соль (Матф. 5. 13).

5. Основные пункты проповеди могут быть сформули-рованы с помощью определенного постоянно повторяющегося на протяжении всего конспекта библейского высказывания.

Выражение "Бог может" или "Он может" встречаются в Библии много раз. Если мы используем это выражение, как основание для формулирования основных пунктов проповеди, то приходим к следующему конспекту:

Тема: "Бог может".

1. Он может спасать (Евр. 7, 25).

2. Он может сохранить (Иуд. 24 ст.).

3. Он может помогать (Евр. 2, 18).

4. Он может покорять себе все (Фил. 3, 21).

5. Он может обогатить благодатью (2 Кор. 9, 8).

6. Он может сделать больше всего, чего мы просим или о чем помышляем (Еф. 3. 20).

6. Основные пункты проповеди могут представлять собой результаты широкого исследования различных значений слов, встречающихся в Библии.

Такое широкое использование может представлять собой изучение слов, встречающихся в нашем переводе в сравнении с языком подлинника. Таким образом, проповедник может показать различные оттенки, которые остаются незамеченными при чтении русского перевода Библии. Например, глагол "ходить" в немецком издании Нового Завета может являться переводом многих различных слов в греческом оригинале, и каждое такое греческое слово показывает, каким образом необходимо понимать глагол "ходить".

Подобного рода исследования важных слов или выражений, встречающихся в Библии, можно сделать объективный обзор. Другими словами, мы рассматриваем каждое место, в котором находится изучаемое слово или выражение, и, сравнивая и анализируя эти места, систематизируем наши наблюдения.

Возьмите в качестве примера выражение: "Я согрешил". С помощью Симфонии вы найдете 25 мест из Ветхого и Нового Заветов, в которых оно встречается (можно учитывать и высказывание того же смысла, но выраженного другими словами). Если мы всякий раз будем обращать внимание на связь этого выражения с контекстом, то установим, что словосочетание "Я согрешил" далеко не обязательно является выражением истинного признания или покаяния.

Подзаголовком "Покаяния истинные и ложные" покажем, что выражение "Я согрешил" имеет разные значения.

Тема: "Покаяния истинные и ложные".

1. Выражение страха (обратите внимание на случай с фараоном (Исх. 9, 27: 10, 16), Аханом (И. Нав. 7, 20) или Семеем (2 Цар. 19, 19)).

2. Выражение неискренности (обратите внимание на случай с Саулом (1 Цар. 15, 24-30)).

3. Выражение сожаления (обратите внимание на случай с Саулом (1 Цар- 26, 21) или с Иудой (Матф. 27, 4)).

4. Выражение истинного покаяния (обратите внимание на случай с падением Давида (2 Цар. 12, 13; Пс. 51, 6), Неемией (Неем. 1, 6) и с блудным сыном (Лук. 13. 18-21)).

7. Основные пункты нельзя обосновывать библейскими текстами, вырванными из контекста.

Проповедник должен быть озабочен тем, чтобы каждый цитируемый им библейский текст, который он использует в подтверждение основных пунктов проповеди, применялся правильно и в соответствии с контекстом всей Библии.

Серии тематических проповедей

Подготовка тематических проповедей позволяет составить целую серию проповедей по некоторым обширным темам. Здесь мы имеем огромные возможности для развития различных тем и сюжетов. У нас имеется только немного места для некоторых примеров. Например, общий заголовок такой последовательности или ряда тематических проповедей будет следующим: "Образ для подражания", а темы проповедей:

"Любовь Иисуса"

"Руки Иисуса"

"Следы Иисуса"

"Крест Иисуса"

"Имя Иисуса"

Общая тема "Жизнь с избытком" могла бы послужить основой для ряда проповедей под заголовками:

"Жизнь дисциплины"

"Жизнь посвящения"

"Жизнь удовлетворения"

"Жизнь молитвы"

Следующую замечательную последовательность можно было бы назвать "Успешная христианская жизнь":

"Как стать возрастающим христианином".

"Как стать духовным христианином".

"Как стать полезным христианином",

"Как стать побеждающим христианином".

Последовательность тем, особенно важных в наше время, можно назвать "Христианская семья". Она может охватить следующие заголовки:

"Основы христианской семьи",

"Отношение жены к своему мужу и ко Христу",

"Ответственность мужа по отношению к жене и ко Христу",

"Дисциплина в семье",

"Семейные богослужения (молитвы)",

"Опасности христианской семьи"

"Счастливая семейная жизнь".

"Изучение Библии" - может служить общим заголовком для другой серии проповедей под следующими названиями:

"Достоверна ли Библия?"

"Есть ли противоречия в Библии?"

"Может ли Библия говорить нам еще и сегодня?"

"Как нам понять Библию?"

Изучение важных тем в какой-либо одной группе книг Библии тоже может служить импульсом к ряду проповедей. Для примера возьмем первое и второе послания Фессалоникийцам. Они содержат различные поучительные темы. Мы можем здесь научиться тому, что Павел хотел сказать первым христианам о Боге, Иисусе Христе, Духе Святом. Евангелии, о пути спасения, втором пришествии Христа, о верующих и о сатане. Каждую из этих восьми тем можно проследить в одном или обоих посланиях.

Для иллюстрации возьмем пришествие Христа. Если мы внимательно изучим первое послание Фессалоникийцам, то установим, что речь об этой теме идет в каждой главе. Таким образом, мы приходим к следующей структуре:

Тема: "Надежда на второе пришествие Христа"

1. Она приносит терпение (1 Фес. 1. 10).

2. Она гарантирует нам награду за труд (2, 19).

3. Она побуждает к святости (3, 13).

4. Она утешает в скорби (4. 13).

5. Она обогащает молитву (5, 23).

Обратимся еще к одной теме из 1-го и 2-го посланий к Фес-салоникийцам. Слово "братья" упоминается в обоих посланиях 24 раза: 17 раз в 1-послании и 7 раз во 2-ом. Если исследовать применение этого слова в его контексте, можно прийти к обширной интересной группе проповедей.

Прежде чем закончить тему серии проповедей, нужно отметить, что существует два важных правила, на которые нужно обратить внимание при любой последовательности проповеди. Во-первых, такая последовательность должна быть короткой. Даже если важная тема была подвержена искусной и разнообразной обработке, церковь может очень быстро утратить к ней интерес из-за длительного изъяснения. Во-вторых, очередность проповеди должна иметь определенный порядок и быть прогрессирующей.

Бесплановая расстановка связанных между собой проповедей, в общем, не так влиятельна, как тщательное планирование и надлежащая очередность провозглашаемых вестей. Если их серия правильно построена, община очень легко различит связи проповедей между собой. Кроме того, если при этом двигаться к кульминации, повышается интерес.

Заключение

Для совершенного развития тематической проповеди необходимо еще дальнейшее изучение гомилетики. Но если даже читатель следовал рассуждениям в этой главе, он с помощью тщательного применения изученных принципов может научиться приготовлению конспекта тематической библейской проповеди.

Упражнения

1. Приготовьте тематический конспект, используя для этого одну из тем раздела "Разновидности тем". Обратите внимание, чтобы каждый основной пункт конспекта вытекал из темы и имел библейский фундамент.

2. Приготовьте тематический конспект, используя при этом личную тему. Обоснуйте каждый основной пункт конспекта подходящим местом из Библии. Постарайтесь придерживаться вышепредложенных принципов.

3. Перечислите семь подходящих тем для богослужения на тему о семье и сделайте набросок тематической структуры одной из них.

4. Найдите важное слово или выражение, повторяющееся в какой-либо книге Нового Завета, и составьте из него конспект тематической проповеди.

5. Изберите обширную тему и перечислите шесть подходящих заголовков для серии проповедей. Составьте конспект одного из этих заголовков.

6. Составьте в соответствии с правилом четырех основных принципов приготовления тематический конспект на тему "Драгоценные камни Божьи", при этом основные пункты должны содержать сравнения детей Божьих с драгоценными камнями.

7. Исследуйте послание к Филиппийцам и найдите пять отрывков по содержанию. Сформулируйте тематическую структуру одного из пяти пунктов этого послания.

8. С помощью Симфонии изучите слово "прощать". Составьте на эту тему план-конспект проповеди.

9. С помощью Симфонии изучите слово "обличение". Составьте план-конспект на тему: "Библейское учение об обличении".

Глава 3. Текстовая проповедь

Текстовая проповедь характеризуется тем, что ее основные пункты вытекают из короткого отрывка Писания. Каждый из этих основных пунктов понимается как импульс, а текст стиха образует тему для проповеди.

В отличие от тематической проповеди, началом текстовой проповеди служит текст одного или нескольких стихов.

В соответствии с определением основные пункты плана текстовой проповеди происходят непосредственно из текста. Таким образом, конспект строго придерживается границ избранного текста. Текст может состоять из одной строки библейского стиха, а также может охватывать целый стих или даже два или три стиха.

Вторая часть определения говорит об основных пунктах, раскрывающих содержание истин провозглашаемой вести. Иногда текст так содержателен, что из него можно извлечь очень много истин и точек зрения, которые затем могут послужить для развития мыслей в конспекте. В других случаях, может возникнуть необходимость прибегнуть к другим местам Писания, чтобы развить основные мысли. Другими словами, основные пункты текстовой проповеди должны происходить из самого текста, а дальнейшее развитие темы - как из текста, так и из других мест Писания. Кроме того, это определение дает понятие, что "текст стиха образует тему для проповеди". В противоположность тематической проповеди, началом которой является определенная тема, здесь началом служит стих, который выражает ее основную мысль.

Примеры конспектов текстовых проповедей

В качестве первого примера возьмем место из книги Ездры 7. 10: "Ездра расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять его и учить в Израиле закону и правде".

Внимательно исследуя текст, мы придем к выводу, что здесь говорится о цели, которую положил в своем сердце Ездра. Из этого можно вывести следующую структуру план-конспекта:

Тема: "Цели в сердце Ездры"

1. Он посвятил себя изучению Слова Божьего ("Ездра расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень").

2. Он посвятил себя исполнению Слова Божьего ("...И исполнять его").

3. Он посвятил себя обучению других Слову Божьему ("...И учить в Израиле закону и правде").

Основные пункты, согласно определению, "понимаются как импульсы". Они раскрывают содержание избранного нами отрывка Св. Писания.

Согласно первому пункту, нужно сказать о цели Ездры: "знать Слово Божье". Но стих Ездр. 7, 10 не настолько детальный, чтобы собрать достаточный материал для развития первого пункта, поэтому мы должны воспользоваться еще другими местами Писания.

Рассматривая контекст Ездр. 7, 10, мы найдем, что шестой стих этой же главы гласит: "Он (Ездра) был книжник, сведущий в законе Моисеевом, который дал Господь Бог Израилев". Стихи 11, 12 и 21 также говорят о Ездре, как о "книжнике" или "учи-теле закона". Стихи 14, 25 показывают, кроме того, что даже Артаксеркс, царь Персидский, признавал знание Ездрой закона Божьего. Таким образом, мы видим, что Ездра имел глубокие знания Слова Божьего, но не был удовлетворен этим и посвятил себя усердному изучению Писания, чтобы знать его еще лучше. И это он делал среди обольщений и безнравственности языческого царского двора, где, как видно, он был высоко ценим.

Когда Ездра читал Слово Божье, на него, возможно, произвели особое впечатление определенные отрывки из исторических книг и псалмов. В книге И. Нав. 1, 8 он мог прочесть: "Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно". А читая книгу Иеремии 29, 13, он мог слышать голос Божий, говорящий его сердцу: "И взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим". Это отрывки, должно быть, затронули и вдохновили "сведущего книжника" из Вавилона, несмотря на все свои знания закона, стремиться от всего сердца познать его еще глубже.

То, что мы сказали в связи с первым пунктом, можно обобщить в двух коротких подпунктах. Посмотрите еще раз на пер-вый основной пункт конспекта "Он посвятил себя изучению Слова Божьего" и обратите внимание, как он переводит наши мысли к подпунктам или дает импульс к тому, что можно сказать в связи с текстом стиха"

1.1. Посреди языческого царского двора.

1.2. Основательным образом.

Второй основной пункт нашего конспекта Ездр. 7, 10 гласит: "Он посвятил себя исполнению Слова Божьего". Согласно определению текстовой проповеди этот основной пункт становился импульсом к тому, о чем нужно говорить под этим заголовком.

Итак, нам нужно каким-то образом изложить послушание Ездры Слову Божьему, поэтому поговорим о следующих подпунктах:

2.2. Готовность к послушанию

2.3. Полное послушание

2.4. Постоянное послушание

В Ездр. 7, 10 не сказано на какой род послушания Слову Божьему ориентировался Ездра, но эти мысли могут быть взяты из других частей книги Ездры, особенно из глав 9 и 10.

В третьем основном пункте "Он посвятил себя обучению других Слову Божьему" можно развить следующие подпункты:

3.1. С разъяснением (толкованием)

3.2. Народу Божьему

Текст нашего стиха говорит о том, что Ездра планировал обучение Слова Божьего, чтобы пояснять его значение. Это становится ясным из Иер. 8. 5-12. Если мы полностью запишем конспект на стих Ездр. 7, 10, читателю должно стать еще яснее, как каждый основной пункт, заимствованный из нашего стиха, служит импульсом к дальнейшему содержанию. Пункты являются просто развитием мыслей, содержащихся в соответственных основных пунктах, но материалы к ним мы находим в других местах Библии.

Тема: "Цели в сердце Ездры"

1. Изучать закон Господень.

1.1. Посреди языческого царского двора

1.2. Основательным образом

2. Исполнять закон Господень

2.1. Готовность к послушанию.

2.2. Полное послушание

2.3. Постоянное послушание.

3. Учить закону Господнему.

3.1. С разъяснением

3.2. Народу Божьему

Для второго примера текстовой проповеди возьмем место из Ис. 55, 7: "Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник помыслы свои, и да обратиться к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив" (в нем. переводе: "У Него много прощения"). В этом конспекте подпункты развиты не полностью из стиха. Как видно, третий подпункт последнего основного пункта заимствован из других мест Писания.

Тема: "Божественное прощение".

1. Объекты Божьего прощения (Нечестивый... беззаконник)

1.1. Нечестивый (буквально: внешне злой).

1.2. Беззаконник (буквально: "порядочный" грешник).

2. Условия Божьего прощения ("Да оставит, да обратится к Господу").

2.1. Грешник должен оставить злое.

2.2. Грешник должен обратиться к Богу.

3. Обетование Божьего прощения ("И Он помилует его... многомилостив" ("много прощения" - нем. пер.))

3.1. Благодатное прощение.

3.2. Обильное (достаточное) прощение.

3.3. Полное прощение (Пс. 102, 3: Мих. 7. 18-19; Иоан. 1, 9).

Эти два примера достаточно ясно говорят о том, что основные пункты текстовой проповеди выводятся из стихов, образующих фундамент провозглашаемой вести, в то время как подпункты заимствуются или в этом месте, или из других мест Библии. При этом, однако, мысли подпунктов должны представлять подходящее развитие соответствующих основных пунктов. Рассмотрим главные принципы построения текстовой проповеди.

Основополагающие принципы подготовки текстовой проповеди

1. Структура текстовой проповеди должна иметь в своем центре главную мысль отрывка Писания, основные пункты должны вытекать из стиха, соответственно излагая и развивая тему.

Одна из первых задач при подготовке к текстовой проповеди состоит в том, чтобы основательно исследовать текст, раскрыть господствующую в нем мысль и вывести из текста основные пункты. Затеи каждая из этих частей становится изложением и развитием темы. В нашем примере из Ездр. 7, 10 темой является: "Цели в сердце Ездры" каждый основной пункт заимствован у стиха к развивает господствующую мысль.

2. Основные пункты могут быть сформулированы в виде истин, принципов или отдельных слов.

Прочтите Иоан. 20, 19-20. Составьте конспект и обратите внимание, что истины, которые выражаются в основных пунктах, были выведены из текста.

Тема: "Состояние учеников Христа во время пасхальных событий и переживания верующих в наши дни"

1. Дети Божьи, как и ученики, иногда находятся в отчаянии, не сознавая присутствия Христа (ст.19а).

1.1. Иногда они находятся в глубоком отчаянии из-за трудных обстоятельств.

1.2. Иногда они находятся в безосновательном отчаянии.

2. Дети Божьи, как и ученики, испытывают утешение Христово (ст. 19Б-20).

2.1. Они испытывают утешение в явлении Христа в момент наибольшей нужды в Нем.

2.2. Они испытывают утешение в словах Христа.

3. Дети Божьи как и ученики, получают радость от присутствия Христа (ст. 20).

3.1. Они получают радость, хотя трудные обстоятельства остаются неизменными.

3.2. Они получают радость, потому что Христос находится в их сердце.

3. Если в тексте содержится две или более крупные мысли, то в контексте необходимо ограничится развитием только одной темы.

Проиллюстрируйте этот принцип с помощью места из Иоан. 3, 16. Если мы используем в качестве основной центральной мысли "Отличительные признаки дара Божьего", мы придем к следующей структуре:

Тема: "Отличительные признаки дара Божьего".

1. Это дар любви ("Ибо так возлюбил Бог мир...").

2. Это жертвенный дар ("... Что отдал Сына Своего...").

3. Это вечный дар ("...Не погиб, но имел жизнь вечную"),

4. Это дар, охватывающий весь мир ("...Дабы всякий...").

5. Это условный дар ("...Верующий в Него...").

Можно рассмотреть этот же стих с другой точки зрения. Например, выделив в качестве главной тему о вечной жизни, составим следующий план:

Тема: "Вечная жизнь"

1. Тот, Кто подарил нам ее ("Бог")

2. Причина Божьего дара ("возлюбил мир")

3. Цена, которую Бог заплатил, чтобы нам даровать ее ("...отдал Сына своего Единородного...")

4. Наше участие в этом ("...Дабы всякий верующий в Него").

5. Уверенность в том, что мы ее имеем ("...Не погиб, но имел жизнь вечную").

4. Основные пункты должны быть выстроены в логическую или хронологическую последовательность.

Не всегда есть необходимость придерживаться рядовой последовательности слов в стихе, но основные пункты проповеди должны иметь прогрессивное мыслительное развитие. К примеру, возьмем первую часть стиха Иоан. 3. 36: "Верующий в Сына имеет жизнь вечную..."

Тема: "Важные истины о спасении"

1. Источник спасения - Сын.

2. Условие спасения - верить

3. Уверенность в спасении - имеет

4. Продолжительность: "вечную".

5. Основные пункты конспекта могут формулироваться словами стиха, если все пункты имеют одну центральную тему.

Есть много стихов такого рода, которые сами предлагают себя, как очевидную структуру. Пример этого мы находим в Лук. 19, 10: "Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее"

Тема: "Для чего пришел Иисус"

1. Сын Человеческий пришел взыскать погибшее,

2. Сын Человеческий пришел спасти погибшее.

В ходе нашего служения мы не должны упускать возможности щедро пользоваться стихами, которые в своей структуре так ясны.

6. Необходимо исследовать контекст избранного отрывка и излагать мысли стиха, в строгом соответствии ему.

Взаимосвязь текста с контекстом является основополагающим, для правильного толкования Библии. Пренебрежение этим правилом может привести к серьезному искажению истины.

Возьмем для примера послание Кол. 2, 21: "не прикасайся". "не вкушай". "не дотрагивайся". Вырвав стих из контекста. можно придти к заблуждению думая, что Павел настаивает здесь на одной из форм строгого аскетизма. Но прочитав Кол. 2. 21 в контексте, мы заметим, что этот стих относится к правилам и уставам, которые хотели возложить на христиан лжеучители из Колосс.

Стихи, которые заимствуются из исторических книг Библии, также теряют свое правильное значение, если не иметь в виду их соотношение с контекстом. Это становится ясно в связи с Дан. 6, 10: "Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колена и молился своему Богу и славословил Его, как это делал он и прежде того". Молитва и славословие Даниила в этой ситуации приобретают особенное значение лишь тогда, когда мы видим его жизнь в опасности, о чем описано в предыдущих стихах.

7. Стихи, которые содержат сравнения или противопоставления, лучше всего излагать, сохраняя в проповеди аналогию или противопоставление.

Толкование стихов такого рода зависит от тщательного исследования содержания данных стихов. В послании Евр. 13, 5-6 мы находим сравнение между словами Господа "...Ибо Сам сказал: "не оставлю тебя и не покину тебя"" и нашим смелым ответом на это: "Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?""

Заметьте противоположность во 2 Кор. 4, 17: "Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу". Здесь мы находим контраст между настоящим испытанием и будущей наградой, между трудностями настоящей и счастьем будущей жизни.

В Пс. 1, 1-2 мы читаем: "Блажен муж. который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей; но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!" Следующая структура показывает, как можно изложить текст стиха, содержащего такую противоположность:

Тема: "Две черты богобоязненного характера"

1. Отделение от нечестивых (ст. 1).

2. Преданность закону Божьему (ст. 2).

8. Два стиха из различных частей Библии, имеющие отчетливую связь между собой, можно объединять в один текст.

В таком случае основные пункты проповеди выводятся из комбинированного текста. Если сделать это правильно, то проповедь будет ценным средством изложения духовных истин. Возьмем для примера Д. Ап. 20, 19-20 и 1 Кор. 15, 10. Заметьте, что оба эти места связаны со. служением Ап. Павла: "Работая Господу со всяким смиренномудрием и со всякими слезами, среди искушений, приключавшихся мне по злоумышлениям Иудеев; как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедовал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам" (Д. Ап. 20. 19-20). "Но благодатью Божьей есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился; не я впрочем, а благодать Божья, которая со мною" (1 Кор. 15, 10).

Тема: "Служение Павла как добрый подвиг".

1. Это было служение смирения ("Работая Господу со всяким смиренномудрием...").

2. Это было служение, связанное с глубокими переживания-ми ("со слезами").

3. Это было поучающее служение ("...Чему не учил бы вас...").

4. Это было уполномоченное Богом служение ("...Я потрудился ... благодать Божия...").

5. Это было верное служение ("...Я не пропустил ничего ... о чем вам не проповедовал бы...").

6. Это было усердное служение ("...Я более всех их потрудился...").

Серии текстовых проповедей

Текстовые проповеди можно легко объединить в определенную серию. Мы можем найти большую тему, а также многие места Писания, которые говорят о ней. Каждый стих, таким образом, становится фундаментом для отдельной текстовой проповеди. Для нашего первого примера возьмем в качестве основы слово "придите" и его синонимы. Заметьте, что каждый стих из этой серии содержит это слово.

Тема: "Духовные тайны"

"Тайна ученичества" на основании Матф. 19, 21: "Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и приходи, следуй за Мною".

"Тайна покоя" на основании Матф. 11, 28: "Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас".

"Тайна доверия" на основании Матф. 14,2- 28-29: "Петр сказал Ему в ответ: Господи! Если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И вышед из лодки, Петр пошел но воде, чтобы подойти к Иисусу".

"Тайна удовлетворения" на основании Иоан. 7, 37: "В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей".

Другую серию текстовых проповедей можно озаглавить "Прославление Христа устами Его врагов". Принимая во внимание записанные в Евангелиях высказывания о Христе, интересно то, что некоторые из примечательных высказываний о Нем сделаны людьми, борющимися против Него. Перечислим здесь четыре таких высказывания с темами проповедей,

Общая тема: "Прославление Христа устами Его противников".

"Он принимает грешников и ест с ними" (Лук. 15, 2).

Тема проповеди: "Иисус - Друг грешников".

"Этот человек много чудес творит" (Иоан. II, 47).

Тема проповеди: "Иисус - Творец чудес".

"Других спасал, а Себя Самого не может спасти!" (Матф. 27, 42).

Тема проповеди: "Иисус - Спаситель, отказавшийся спасти Самого Себя".

"Я не нахожу никакой вины в Этом Человеке" (Лук. 23, 4).

Тема проповеди: "Иисус - совершенный Человек".

Каждый проповедник должен хорошо знать семь последних изречений Христа на кресте. Можно подготовить на основании этих слов серию проповедей. Серию можно назвать "Слова со креста", а отдельные проповеди могут иметь такие темы:

Общая тема: "События на кресте".

Тема проповеди:"Ходатайства на кресте".

"И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: "Отче! Прости им, ибо не знают, что делают" (Лук. 23, 33-34).

Тема проповеди: "Спасение на кресте".

"И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лук. 23, 42-43).

Тема проповеди:"Попечение на кресте".

"При кресте Иисуса стояли Матерь Его, и сестра Матери Его Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!" (Иоан. 19, 25-27)

Тема проповеди: "Одиночество на кресте".

"А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: "Или, Или! лама савахфани? То есть: Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?" (Матф. 27; 46).

Тема проповеди: "Жажда на кресте".

"После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Воины, напоивши уксусом губку и наложивши на иссоп, поднесли к устам Его" (Иоан. 19, 28-29).

Тема проповеди: "Победа на кресте".

"Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух" (Иоан. 19, 30).

Тема проповеди: "Отдача на кресте".

"Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! В руки Твои предаю дух Мой. И сие сказав, испустил дух" (Лук. 23, 4).

Заключение

Заканчивая рассуждение о текстовых проповедях, рассмотрим еще один конспект. Фундаментом является 2Кор.5:21 "Ибо незнавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом". В нижеследующем конспекте читатель может заметить, что основные пункты - в соответствии с определением текстовой проповеди - полностью заимствованы из текста, в то время как подпункты берут свое начало не прямо из этого стиха, но принадлежат другим библейским источникам.

Тема: "Спаситель грешников"

1. Иисус Христос - совершенный Спаситель.

1.1. Он никогда не согрешил против Бога или против людей (Иоан. 18, 386; Матф. 27, -3-4; 1 Петр. 2, 22).

1.2. Он был внутренне так же совершен, как внешне (Матф. 17, 5; Евр. 10, 5-7; 1 Петр.2, 22).

2. Иисус Христос - Спаситель - Заместитель.

2.1. Он понес нашу вину на крест (Ис. 53, 6; 1 Петр. 2, 24)

2.2. Он умер, чтобы спасти нас от наших грехов (Рим. 4. 25; 1 Петр. 3, 18).

3. Иисус Христос - оправдывающий Спаситель.

3.1. Он является нашим средством оправдания перед Богом (Рим. 3, 2).

3.2. Он становится нашей праведностью через веру в Его дело спасения (Рим. 3, 21-22; 5, 1; 1 Кор. 1, 30).

Начинающий проповедник сталкивается обычно со значительными трудностями при подготовке текстовой проповеди. Это связано с тем, что формулировка конспекта текстовой проповеди часто требует тщательного исследования настоящей структуры текста стиха. Но проблемы такого рода не должны отпугивать, а наоборот, - возбуждать желание овладеть способностью приготовления текстовых проповедей. Посвятив себя этой задаче, приобретешь, может быть неосознанно, навык к обнаруживанию скрытых в данном стихе мыслей и ближе ознакомишься с драгоценными отрывками Слова Божьего. Но за прилежный труд, связанный с подготовкой текстовой проповеди, есть награда, которую получаешь при провозглашении благой вести. Распространяя богатства избранного стиха, молодой проповедник заметит, как духовно настроенные среди народа Божьего радуются, получая духовную пищу, содержащуюся в Слове Божьем.

Задание

1. Подготовьте конспект текстовой проповеди на 1 Фес. 2, 8. Сформулируйте тему и перечислите основные пункты.

2. Приготовьте текстовую проповедь на Тит. 2, 11-13, сформулируйте тему и перечислите основные пункты. Запишите воз-ле основных пунктов те части текста, которые обосновывают каждый из них.

3. Воспользуйтесь второй половиной 9 стиха Пс. 50 в качестве вашего текста и составьте к нему конспект, укажите тему и основные пункты.

4. Подберите подходящие темы для проповеди по следующим случаям:

- новогоднее богослужение;

- благословение детей;

- похороны верующих отца или матери;

- бракосочетание;

- евангелизационное богослужение;

- миссионерская конференция;

- молодежное общение;

- богослужение в воскресное утро;

- слово к соработникам в церкви.

5. Разработайте структуру проповеди на основании Дан. 6, 11; сформулируйте тему и перечислите ее основные пункты.

6. В Быт. 39. 20-21 мы находим преднамеренный контраст между стихами 20 и 21. Составьте конспект к этому тексту, сформулируйте тему и перечислите основные пункты.

Раздел III. Проповедование

Перед проповедью

Перед проповедью проповедник должен преклонить колени и вопросить Господа, хочет ли Он, чтобы была произнесена приготовленная проповедь; если да, то чтобы Он благословил ее, если нет, то чтобы дал новую.

Такие великие проповедники, как Иоанн Златоуст и Августин сознаются, что часто в последний момент в их душе менялась тема проповеди, и это было ко благу.

Проповедник должен знать наизусть все тексты, которые ему придется цитировать в проповеди, чтобы не делать ошибок.

Есть проповедники, которые записывают заранее самым точным образом свои проповеди и просто читают их в собраниях; другие, записав, заучивают наизусть и произносят на память; третьи делают только краткие заметки (конспекты), а проповеди произносят как свободные речи. Последний способ, самый лучший, так как наиболее приближается к идеальной проповеди, свободно изливающейся по вдохновению от Духа.

Хорошо проповедникам перед выступлением на проповедь позаботиться о правильном физическом состоянии. Если он телесно утомлен, то должен отдохнуть, иначе его состояние может вредно отразиться на самой проповеди.

За три часа до проповеди рекомендуется не кушать.

Во время проповеди

Начиная проповедь, проповедник должен оставить все посторонние мысли, призвать в душе Господа и выходить на кафедру с полным сознанием, что здесь присутствует Христос как Учитель и Дух Святой, как Тот, Кто может подсказать во всякое время необходимую мысль или слово.

При выходе на кафедру, особенно в многолюдных собраниях, многие проповедники чувствуют страх и робость. Чтобы этого страха не было, проповедник должен:

1. Оставить всякие мысли о том, как к нему отнесутся слушатели,

2. Уповать на Господа, с верой в успех каждого слова - "По вере вашей да будет вам".

3. Должен быть охвачен только одной мыслью о том, чтобы через его проповедь люди спаслись или приблизились к Богу.

О Джоне Веслее рассказывают, что ему однажды пришлось проповедовать перед большим собранием профессоров, причем он проповедовал с такой же легкостью, как перед этим в одной деревне. Позже он говорил: "Я был так наполнен страхом от сознания присутствия Божьего, что совсем не замечал людей".

Лютер говорит следующее по этому вопросу: "Я никогда не боялся того, что буду проповедовать плохо, но я часто был преисполнен страха, что должен стоять в присутствии Бога и говорить о Его величии и Его естестве".

В другом месте Лютер говорит по тому же поводу: "Если человек всходит на кафедру первый раз, то его смущает вид множества голов. Когда я стою на кафедре, я не вижу ни одной головы и представляю, что передо мной стоят столбы. Когда я проповедую, я погружаюсь в предмет проповеди и не смотрю ни на докторов, ни на магистров, которых бывает иногда немало. Но я смотрю на множество молодых людей, детей и прислугу, которых значительно больше. Я проповедую им и направляю речь к тем, кто именно больше всего нуждается в ней".

Часто имеют значение манеры поведения проповедников на кафедре.

Одни, взойдя на кафедру, держатся неподвижно от начала до конца проповеди. Никакого движения рук, никакого выражения на лице, речь монотонная, однообразная. Впечатление усыпляющее.

Другие во время проповеди позволяют себе много движений: жестикулируют, ходят, подпрыгивают, делают смехотворные или слезливые гримасы, употребляют смешные вульгарные вы-ражения и т.п. Все это сводится к подражанию актерам на сцене.

Вот что говорит один известный проповедник о необходимости внешних приемов для проповедников: одни слова не могут передать весь смысл Евангелия. Чрезвычайно важно, как оно передается. Представьте, к матери приходит няня и спокойным голосом, улыбаясь, говорит: "Ваш ребенок упал и разбился". Поверит ли этому мать? - Нет, она будет думать, что это шутка, хотя и злая. Но если няня прибежит с испуганным липом и скажет то же самое с плачем - тогда совсем другое дело.

Чтобы найти надлежащие манеры проповедники должны взять себе за образец Самого Иисуса Христа. Ведь нельзя вообразить себе, чтобы Иисус стоял без движения, без выражения и говорил мертвяще монотонно. Нет, Он возводил очи к небу (Иоан. 17, 1; 11, 41), поднимал руки (Лук. 24, 50), даже употреблял живую иллюстрацию в виде дитяти (Матф. 18, 2). Следовательно, во время проповеди Иисус не был неподвижен: как глаза, так и руки Его находились в зависимости от движений Его души.

Но с другой стороны, можно ли вообразить себе, чтобы Иисус жестикулировал, прыгал, делал гримасы и т.п.? - Нет и нет.

О Нем сказано: "Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать Его на улицах" (Ис. 42, 2), т.е. никогда и ни в чем Он не будет вести Себя так, как уличные народные ораторы.

Думая о Христе, как о проповеднике, мы не можем представить себе Его иначе, чем спокойным, стоящим на горе или в лодке перед огромными толпами народа, иногда возводящим очи к небу, иногда указывающим на полевые лилии, на птиц небесных. Иногда радостно улыбающимся при виде детей, иногда грустным со слезами на глазах (вблизи гроба Лазаря) и т.п.

Но во всем этом было благоговейное спокойствие, в котором была сила. Сердца восхищались премудростью, умилялись от раскаяния и прославляли Бога за великие проявления благодати.

В отношении поведения на кафедре, хорошо, если проповедник будет исполнять следующие правила:

1. Проповедник должен держать голову и шею прямо, чтобы дышать свободно. Он должен дышать не через рот, а через нос. Легкие должны быть всегда наполнены воздухом; нужно делать новое дыхание до того, как освободятся легкие.

2. Во время проповеди проповедник должен направлять свой взгляд на сидящих позади всех, чтобы видеть, достигают ли его слова конца зала.

3. Нужно избегать однообразия и монотонности, речь должна быть выразительна.

4. Не следует стучать по кафедре.

5. Не следует склоняться на кафедру, складывать руки на груди, совать их в карман, смотреть на часы.

Самая лучшая поза: стоять прямо с опущенными свободно руками. Во время особенно важных призывов можно поднять руку, сделать какой-то жест. Надо вообще держаться по возможности естественно.

6. Выражение лица должно быть без гримас, торжественно, сосредоточенно, озаренное внутренним светом.

7. Проповедник не должен начинать слишком громко, потому что в середине проповеди может не хватить голоса на повышение, а к концу он может остаться совсем без него.

Начинать надо ровным и спокойным голосом. Текст прочитать с чувством, с расстановкой, если можно, даже повторить.

Хорошо, если слушатели отметят его в своих Библиях.

8. Проповедник не должен допускать резких переходов от высоких нот к низким. Один проповедник, который начинал так тихо, что его едва можно было слышать на передних скамьях, но неожиданно для всех он так сильно повышал голос, что потрясал все собрание, как ударом грома. У одного слушателя выпала из рук книга при одном таком повышении голоса. Такие резкие переходы производят очень неприятные впечатления от проповеди.

9. Если проповедник ошибся в слове или забыл что-нибудь, он должен употребить какое-либо другое подходящее выражение и продолжать дальше. Остановка в таких случаях приносит гораздо больше вреда, чем сама ошибка.

10. Порицая собрание за недостатки, проповеднику лучше говорить не "вы", а "мы", что звучит мягче и смиреннее.

11. Проповедник должен сам глубоко прочувствовать то, что говорит. Есть проповедники, которые подобно актерам приводят к слезам большие собрания, а сами остаются холодными. Здесь получается несоответствие между словом и действительностью, недопустимое с точки зрения истины проповеди, которая должна исходить от избытка сердца.

Отсутствие чувств у проповедника, даже несмотря на внешнее влияние его на народ, ослабляет внутреннее содержание его проповеди. Лучшие произведения - это те, которые были глубоко прочувствованы.

Один проповедник, говорил об этом следующее: "Проповедник на кафедре воодушевляется сложными чувствами: любовью к Богу и Иисусу, любовью к грешникам, любовью к святым, желанием славы Бога и добра людям".

Все это вместе взятое должно воздействовать на слушателей, как воздух, вода, свет, тепло и прочее действует на растения.

Недостатки проповедника

Затягивание проповеди

Проповедник не должен говорить долго. Нормальная продолжительность проповеди от 10 до 20 минут. Проповедник, опытный и особенно талантливый, может говорить и дольше.

Надо помнить, что краткость никогда не вредит проповеди, растянутость - всегда. Вот что говорил по этому поводу Августин: "как только проповедник убедится, что его поняли, он должен немедленно закончить свою речь или перейти к другим предметам. Проповедовать кратко гораздо труднее, чем продолжительно".

Один проповедник говорил: "Если я хочу держать проповедь в течение одного часа, то я готовлюсь два или три часа. Но если мне нужно сказать проповедь в течение четверти часа, то я готовлюсь два дня".

Чрезмерное подражание

Есть два вида подражания: одно, когда брат перенимает у другого манеры, голос, выражение и даже части проповеди; другое - когда он перенимает у другого не действия, а способы.

Первый род подражания называется слепым. Он отрицательно влияет на слушателей, потому что, видя это, они начинают легко относиться к самой проповеди. Оно вредно и для него самого, потому что отвлекает его от естественного развития и приводит к искусственности, которая вредит его служению. Кроме того, привычка заимствовать у других проповеди, ослабляет энергию человека, который перестает трудиться над собой, и его работа становится менее плодотворной.

Но подражание второго рода, при котором более слабый проповедник воспринимает более сильного не действия, а способы - несомненно полезно. Можно сделать такой вывод: копировать благословенного проповедника, его манеры, голос к прочее - неразумно, но усвоить его способ изучения Писания, принципы подготовки проповедей - действительно полезно и вполне правильно.

Повторение

Есть проповедники, у которых все проповеди состоят из повторения текстов и мыслей, которые они делают из года в год. Склонность к повторениям иногда переходит в непреодолимую привычку.

Рассказывают, что один лютеранский проповедник, о чем бы ни проповедовал, всегда заключал настойчивым увещанием уплачивать долги. Чтобы избавить его от этого, ему однажды предложили произнести проповедь на тему об обращении Ап. Павла, думая, что ему негде будет вставить свою любимую мысль. Но что же случилось? - Заканчивая свою проповедь и говоря о плодах обращения, он все-таки сказал, что одним из первых результатов обращения Павла было то, что он уплатил свои долги.

Повторение проповеди имеет две стороны:

1. Полезную - благодаря повторению, люди лучше усваивают проповедуемые истины.

2. Вредную - повторение ослабляет впечатление от пропо-веди, ибо слыша в ней то, что они уже прежде слышали, у людей складывается представление о скудости духовного багажа проповедника.

Иногда ссылаются на то, что знаменитые проповедники, наподобие Моуди и др., повторяли одну и ту же проповедь в тех же точно выражениях по нескольку раз, но что допустимо для великих проповедников, того нужно избегать проповедникам средней силы.

Повторяемость у проповедников - результат недостаточного познания Слова Божьего и людей.

Для устранения повторений проповедник должен усердно:

- стараться иметь ежедневное общение с Богом. Ис. 50:4,

- изучать Слово Божье,

- изучать самого себя,

- изучать людей,

- читать полезные книги.

В сущности, проповедник всегда может иметь достаточно духовного материала, чтобы не повторяться. При правильном отношении к делу, можно проповедовать на один и тот же текст двадцать раз, излагая всякий раз новые мысли.

Известный проповедник истории, который проповедовал с такой силой, что во время его проповеди тысячи людей умилялись, плакали и рыдали, пишет следующее по этому вопросу: "Мне казалось, что если я проповедовал на один какой-либо текст, то будто исчерпывал его смысл и мне уже больше нечего сказать о нем. Но в такие часы я слышал голос: "Бедный я человек! Воззови ко Мне! Если Я не помогу тебе, ты будешь беспомощен!" В сущности, я имею одну проповедь: придите и воззрите на Христа. Я проповедую закланного Агнца. Он привлекает сердца. Я убедился, что человек, проповедующий Христа, никогда не исчерпывается. Наша мудрость - сосуд, а сосуд имеет дно, любовь же Христа есть бездна, и из этой бездны мы получаем благодать на благодать".

Искусственное духовное толкование

Духовное аллегорическое толкование Священного Писания во многих случаях необходимо. Но в отношении этого следует соблюдать разумную умеренность. Стремление видеть аллегорию во всех местах Священного Писания приводит к заблуждению.

Один проповедник, вдавшись в духовное толкование, совершенно отошел от Христа. Он стал учить, что Христос крестился не в воде, а в народе, ехал в Иерусалим не на ослах, а на двух заветах: Ветхом и Новом и т.п.

Неправильно толковать духовно все слова притчей. Например, в притча о закваске (Матф. 13, 33) было бы неблагоразумно толковать духовно, почему не две, а три меры, почему жен- шина, а не мужчина и т.п. В притчах важно установить только общий смысл.

Зависимость от количества слушателей

Проповедник не должен обращать внимание на число слушателей. Есть проповедники, которые настолько привыкают к большим собраниям, что если им приходится проповедовать в небольших церквах, то у них нет ни силы, ни вдохновения. А между тем часто маленькие собрания приносят большие благословения.

Однажды проповедник, придя на собрание, обнаружил, что у него только один слушатель. Несмотря на это, он начал и кончил собрание как обыкновенно. Потом оказалось, что единственный его слушатель получил решительный толчок к обращению на этом собрании. Он сделался в последствии известным проповедником в Соединенных Штатах. Через него образовалось несколько церквей.

Высокопарность и неграмотность речи

Проповедник не должен употреблять высокомудрых, а особенно иностранных слов, которые бывают многим непонятны. В редких случаях их можно употреблять, но во всех таких случаях необходимо их разъяснение.

Невосприятие критики

Проповедник не должен оставлять без внимания ни одного из замечаний друзей или даже недругов о недостатках его проповедей.

Ни в коем случае не должен он обижаться на людей за критику, но благодарить за нее, и, принимая к сведению, исправлять недостатки. Наши критики - наши лучшие учителя.