Б.А. Рамсботтом

Доктрины Библии в простом разъяснении

Оглавление

Введение
Глава 1. Бог
Глава 2. Библия
Глава 3. Вселенная
Глава 4. Человек
Глава 5. Личность Иисуса Христа
Глава 6. Святой Дух
Глава 7. Избрание
Глава 8. Искупление
Глава 9. Воскресение
Глава 10. Рождение свыше
Глава 11. Освящение
Глава 12. Промысел Божий
Глава 13. Конец мира

Введение

Эта книга была предназначена для объяснения доктрин Библии подросткам и молодежи, но из нее извлекло пользу и старшее поколение.

Автор надеется, что читатели в Советском Союзе всех возрастов, также будут использовать ее, чтобы получить большее понятие Божьего Слова.

Каждая глава поверхностно затрагивает главные темы. А желание автора - чтобы читатель глубже вникал в смысл прочитанного. Для этого необходимо, во время чтения, использовать приведенные из Библии места и размышлять.

Оригинал (на английском) используется как пособие для изучения доктрин Библии среди разных людей, которые хотят больше узнать о Слове Бога.

Хотелось бы, чтобы эта книга использовалась не только для личного чтения, но и для дискуссий.

"Все Писание богодухновенао и полезно для научения,..., для наставления в праведности." (2-е Тим. 3: 16)

Глава 1. Бог

Мальчишку, шедшего домой
Вприпрыжку из воскресной школы,
Остановил на мостовой
Мужчина с взором невеселым:

- Чего так радостен, малец?
Зачем лицо твое сияет?
- Есть в небе у меня Отец,
Меня Он любит и прощает!

- В награду дам я четвертак, -
Сказал тогда мужчина строго,
-Если покажешь мне, чудак,
Где есть Он? Где ты видишь Бога?

Простым мальчишки был ответ,
Он не задумывался много:
- Я дам Вам пять таких монет
Скажите мне, где нету Бога?!

(Вера Кушнир)

Откуда мы знаем о Боге?

Библия говорит (Римл. 1: 20), что только глядя на всю великолепную красоту природы, сотворенную Богом, мы уже можем знать, что есть Бог. Журчащий ручей, величественный закат солнца, море, небо, звезды, необъятные горы и бесчисленные холмы - все они отпечаток существования Бога. Они как бы громко говорят нам: "Есть Бог и Он сотворил нас!" Но в первую очередь мы узнаем о Боге из Библии. Кто такой Бог? Кому Он подобен? Есть ли еще боги? Библия на все это дает нам ответ.

Один Бог

Вы, наверное, слышали, что люди которые жили много лет тому назад верили в самых разных богов: Марса, Юпитера, Меркурия, Диану. Это были боги-мужчины и боги-женщины, боги войны, боги любви, боги многих других вещей. Библия говорит нам, что есть только один истинный и живой Бог. Все другие - идолы, мертвые боги. Наш Бог видит. Он слышит. Он говорит. Он знает все. Он живой Бог.

Как мы представляем себе Бога?

Я попросил как-то группу ребят подобрать слова, которыми бы они описали Бога. Как мы можем представить Его себе на основании Библии? Очень быстро они собрали следующее:

Бог свят, непорочен, праведен. Он ненавидит грех.

Бог всемогущ. Он все может делать.

Бог вечен. Мы читаем историю о Моисее и горящем кусте. У того горящего куста Бог назвал Моисею Свое имя. Он сказал: "Я Есмь" или "Я Есть". Только Бог может назвать Себя таким именем. Сто лет тому назад нас с вами не было и никто из нас не мог сказать "я есть". Через сто лет нас с вами не будет и никто из нас не сможет сказать "я есть".

Бог непреложен, то есть неизменен. Он не может изменяться, не может изменять Своим качествам.

Бог невидим. Нам невозможно видеть Его, но Он постоянно видит нас.

Бог милосерд. Бог мудр. Бог благ. Бог есть любовь.

Где же находится Бог?

И этот вопрос я как-то задал ребятам. Сразу же поднялось три руки, и каждый из ребят ответил что-то другое, но каждый был прав. Вот их ответы:

Бог на небе.

Бог везде.

Бог здесь.

Триединство Бога

Когда мы говорим о Боге, мы используем слово - триединый. Что же оно означает?

Библия учит нас, что существует только один Бог, но в этом одном Боге три личности: Отец, Сын и Святой Дух.

Бог Отец есть Бог.

Бог Сын (Господь Иисус Христос) есть Бог.

Бог Дух Святой есть Бог.

Многие пробовали объяснить триединство Божие, но объяснить его трудно. Рассказывают об одном проповеднике, который на утреннем богослужении объявил, что на вечернем объяснит прихожанам триединство Бога. Во время послеобеденной прогулки он увидел одного из старцев церкви, преклоненным у речки с ложкой в руке.

- Что вы тут делаете? - спросил он.

- Опорожняю речку ложкой, - ответил старец.

- Этого вы никогда не сделаете.

- Сделаю, подобно тому, как Вы объясните триединство Бога сегодня вечером! - ответил мудрый старец.

Объясняя триединство, люди пробовали делать сравнения. Например, святой Патрик в Ирландии в ответ на этот вопрос сорвал трилистник, эмблему Ирландии, и сказал: "Три в одном". Три листочка, но один трилистник. Другие берут в пример палец: он состоит из кости, крови и кожи. Третьи говорят о солнце, о его лучах, и жаре. Четвертые о воде, льде и паре.

Когда в Библии говорится об Отце, Сыне и Святом Духе, каждый из Них упоминается как Бог, но в то же время говорится "только один Бог". Это значит, что три соединяются равными. Вероятно, мы очень часто слышим стих-благословение, которое говорится в конце каждой службы. Вот, три личности соединяются одним Богом: "Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами" (2-е Коринфянам, 13: 13).

Также, крещение человека - "крестя их во имя (одно имя) Отца и Сына и Святого Духа" (от Матфея 28: 19).

Тут уместно упомянуть момент крещения Иисуса в Иордане. Бог Сын был в воде. Бог Дух Святой сходил на Него в виде голубя. И Бог Отец произнес во всеуслышание: "Это Мой возлюбленный Сын, в котором Мое благоволение". Три личности - один Бог. Во времена первой христианской церкви была поговорка: "Хочешь понять триединство? Сходи к реке Иордан".

Несмотря на то, что триединство трудно понять и объяснить, в него можно верить. Существует ряд вещей, которых я не могу понять, но в которых я полностью уверен. Я уверен, что если я нажму на кнопочку светового включателя, на потолке в моей комнате загорится лампочка. Я знаю это. Я уверен в этом. Но я не электрик и не смогу объяснить этого. Досконально разъяснить триединство никто не может. Это тайна, тайна, о которой повествует нам Библия. Поэтому мы верим в эту тайну.

Чудесно то, что великий святой Бог открывает Себя мужчинам и женщинам, девочкам и мальчикам. Он открывается в Господе Иисусе. До того, как Он Себя откроет все - тайна. Тайна - это что-то, которое мы не можем знать, до тех пор, пока это нам не покажут.

Приведем пример. Золотая чаша спрятана в вашем доме. Но для вас это тайна, вы не знаете где она и из чего она. А если бы человек, спрятавший чашу, достал бы ее и показал бы вам, то тайна была бы открыта. Самым мудрым не понять этого без Божьего откровения. Но в то же время самый простой может понять это, если Бог ему откроет. Будем молиться: "Господи, откройся мне".

Советую прочитать:

Псалом 103 (особенно первые стихи). Есть и другие, подобные этому, псалмы. Исайя 6. Исайя 40: 12-26. Матфея 3: 13-17.

Глава 2. Библия

Библия - Божья книга. Она повествует нам о Боге и все эти повествования истинны от начала до конца этой книги. В ней нет ошибок.

Мы говорим, что Библия богодухновенна. Это мы читаем во 2-ом послании к Тимофею 3: 16 - "Все Писание богодухновенно". Что же мы понимаем под этим словом? Как видим, оно состоит из двух слов: "Бог" и "дух", т.е. оно есть собственное дыхание Божье. Другими словами, Бог вдохновил писателей Библии, вдохнул в них Свои слова, для того, чтобы они безошибочно передали истину Божью.

А писатели были самые разные: Моисей, Самуил, Давид, Исайя, Матфей, Марк, Лука, Иоанн, Павел и другие. Писали они в течение нескольких сотен лет. Одни были образованные, другие - простые люди, но все их слова - сходными. Слова их верны и наполнены Божьим авторитетом.

Мы читаем, что "никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божий люди, будучи движимы Духом Святым" (2 Петр. 1: 21). Употребленное тут слово "движимы" картинно обозначает корабль, подгоняемый ветром. Петр очень хорошо знал, как двигаются корабли на Галилейском море, и поэтому использует тут это слово для того, чтобы сказать, что он (и другие писатели) двигались Богом.

Бог не использовал писателей Библии, как, например, мы пользуемся печатной машинкой. Печатная машинка ничего не знает и не чувствует. Писатели же Библии переживали то, что писали и жили этим. Вот поэтому Павел не пишет так, как Петр, и Петр не пишет так, как Иоанн. Но Бог следил за тем, чтобы слова, которые Он хотел передать, были использованы этими писателями.

Мы также применяем к словам Библии термин непогрешимость. Это намного больше, чем просто сказать, что Библия верна. Это означает, что в словах Библии не может быть ничего неправильного. Слова эти точны и правдивы. (Хотя, конечно, мы не можем все понять).

Вы не раз еще услышите противоположное, а именно то, что Библия неточна и неправдива. Но держаться истинности Библии очень и очень важно. Нужно только подумать о том, что неужели Бог, будучи настолько добр к нам, что решил дать нам книгу о Себе, не позаботится о том, чтобы в ней не было никаких ошибок?

Люди часто указывают на противоречия в Библии. Они говорят, что одно место говорит об одном, а другое - совсем о другом.

Разрешите мне объяснить это следующим примером. Как-то две девочки из моей церкви, уехавшие с родителями в отпуск, прислали мне по открытке. Они отдыхали в одном и том же месте и отослали их тоже в один и тот же день. Одна написала: "Сегодня прекрасный день, сияет солнце". Другая написала: "Сегодня шел дождик". Обе были честными девочками. Почему же они, говоря истину, написали мне столь разные вещи? Не сомневаюсь, что у вас уже есть несколько ответов на этот вопрос. Вот так это и со Словом Божьим.

Заметили ли вы с каким благоговением Господь Иисус отзывался о Библии? Он сказал: "...не может нарушиться Писание" (Иоан. 10: 35). Когда Он проповедовал в первый раз, то представлял Себя, цитируя из Библии (Лук. 4: 16-21). Борясь с сатаной, Он использовал Библию в качестве оружия (Лук. 4: 1-12). Он цитировал Библию, поучая Своих слушателей (Иоан. 6: 25-34), и заставляя замолчать Своих врагов (Мф. 15: 1-9). Даже на кресте Он произнес слова из Священных Писаний (Мф. 27: 46). И, воскресши из мертвых, Он все еще говорил о Писаниях Старого Завета (Лук. 24: 27).

И вы, наверное, слышали, что люди не могут поверить в правдивость историй об Адаме и Еве, о Ное и его ковчеге, о Лотовой жене, превращенной в соляной столб, и об Ионе и ките. Но что интересно, что Сам Иисус делает ссылку на все эти истории, указывая на их правдивость! (Мф. 19: 4,5; Лк. 17: 26,27; Лк. 17: 32; Мф. 12: 39-41).

Кто-то может спросить: "А что такое апокрифы?" Апокрифы - это несколько старозаветних книг, никогда не вошедших в число книг Библии. Библия состоит из тридцати девяти книг Старого Завета и двадцати семи книг Нового. Вы также можете заметить, что очень часто в Новом Завете цитируются слова из Старого с приставкой "Бог сказал" или "Дух Святой сказал", чего мы не находим для апокрифических книг. Очень часто эти книги не могут быть поставлены в основание веры. Только Библия является авторитетным фундаментом религии и морали.

Естественно, в начале Библия была написана на еврейском и греческом языках. Но мы благодарим Бога за перевод Библии на наш язык. Мы можем читать ее на понятном наречии.

Мы благодарим Бога за нашу Библию.

Мы знаем о людях, которые боролись против Библии, посмеиваясь над ней, в то время как даже ни разу не читали ее страниц! Какое безумие!

Маленькая девочка, когда ей подарили Библию, написала для себя на первой страничке:

Навеки не оставлю святую Библию;

Я в ней нашла спасенье и радость вечную. Я ей лишь доверяю, в ней истина и свет, Она - источник жизни, ей в мире равной нет.

Будем и мы читать ее, любить, и больше всего находить в ней Господа Иисуса. Прекрасной молитвой при чтении Библии являются слова: "Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего" (Пс. 118: 18).

Советую прочитать:

Псалом 18. Псалом 118.

Глава 3. Вселенная

Все было создано Богом. Маленького мальчика как-то спросили, знает ли он значение слова "создать". "Да, -ответил он, - это сделать что-то из ничего". Это был хороший ответ.

Если человек делает стол, то что ему нужно? Дерево, гвозди, столярный клей, разные инструменты. Если женщина печет торт, то что ей нужно? Мука, масло, яйца, печка. Бог же сотворил все из ничего. Это все мы называем Вселенной.

Богу легко было сотворить все. Он делал это просто-напросто словом. Библия говорит нам, что Он сказал, - и сделалось. Так, например, в книге Бытия (книге всех начал) мы читаем: "И сказал Бог: да будет ... И стало так".

Бог сотворил все в течение шести дней.

1. Свет.

2. Воздух и облака.

3. Сушу и растения.

4. Солнце, луну и звезды.

5. Морских животных и птиц.

6. Животных на суше и человека.

Все это появилось сразу же после того, как Бог повелел. И в творении этом не было никаких ошибок или недостатков. Богу не нужны были повторные попытки. Все было совершенно.

На седьмой день Бог отдыхал. Поэтому Он и дал субботу (один из семи дней) как день отдыха от работы и игры. Почему же мы перешли от субботы на воскресенье? А потому что это день воскресения Иисуса и в апостольские времена этот день был перенесен с седьмого на первый.

Человек, неверующий в Бога, не может поверить и в то, что Он сотворил мир. Он думает, что все это случилось само собой. Знаменитый немецкий математик, Афанасиус Кирхер, в ожидании гостя поставил на видное место своей комнаты на редкость красивый глобус. Гость, войдя, не мог свести глаз с него и вскоре спросил: "Откуда у вас такой красивый глобус? Кто его сделал?"

"Да никто, - ответил математик, - он прямо так появился".

Гость, пораженный таким ответом, не нашел что сказать и удивленно смотрел на математика.

"Подумайте, - начал тут Афанасиус Кирхер, выводя гостя из неловкого положения, - вы удивляетесь моему предположению, что этот маленький глобус произошел прямо так, в то время, как утверждаете то же самое о нашей необъятной и величественной вселенной".

Многие люди держатся теории, которая учит, что человек произошел от животных. Эта теория называется теорией эволюции. Библия ясно говорит, что Бог создал Адама из земной пыли, а Еву от Адамова ребра. Я не смогу, конечно, в такой маленькой книжке ответить на все атаки против библейских объяснений создания мира, но хочу упомянуть три пункта.

1. Эволюция - это только теория. Она никогда не была доказана. Многие известные знаменитые ученые были христианами и всецело верили повествованию Библии о сотвориении мира.

2. Библия - не научная книга. Соглашусь, она не досконально раскладывает упомянутые события. Но в то же время, в ней нет ошибок. В ней нет ничего противоречащего истинной науке. Задача научного работника заключается в наблюдении, на основании которого он делает выводы. Это то же самое, если историк пишет о том, что случилось. Ни одного научного работника или историка не присутствовало при создании мира. Там был один Бог.

3. Процесс эволюции не наблюдается в наше время. Мы можем выращивать лучшие породы коней. Но от коня никогда не произойдет корова, и свинья никогда не превратится в овцу.

Много людей, несмотря на возраст, культуру и место жительства, смогли понять величественное объяснение Библии о сотворении мира. Даже дети могут понять его: понять величие Бога, красоту сотворенного Им мира, и доброту самого Создателя!

Но самое чудесное - это то, что мы можем разговаривать с этим великим Создателем в молитве! Этот великий Бог любит Своих людей. Иногда в звездную ночь они поднимают свои взоры с умилением к небесам и говорят: "Когда взираю я на небеса Твои, - дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек..?" И глубоко в сердце тогда зреет сознание того, что этот Бог является их Спасителем и Другом.

Советую прочитать:

Бытие 1. Бытие 2. Псалом 8. Псалом 33: 1-9.

Глава 4. Человек

Как-то я услышал историю о старых часах, переставших идти. "Оставим их в покое на несколько дней, посмотрим что будет",- решили хозяева. Но часы не пошли. "Их нужно смазать". Смазали, но никаких положительных результатов. Часы трясли, перевешивали в другое место, много еще кое-чего было испробовано. Наконец, их отнесли к часовому мастеру, которому очень быстро удалось установить диагноз. "Часы нуждаются во внутренней замене, пружинка сломалась", - сказал он.

Как сильно человек похож на эти часы! Как сильно он испортился! Мы читаем о преступлениях, убийствах, насилиях, воровстве и о многом тому подобном. Какими различными путями общество старается остановить это зло: образованием, большим количеством школ, милиции, исправительных домов и колоний, но человек остается таким же злым, как и был. Почему? Потому что у него злое сердце: его разум, воля, чувства и понятия совершенно искажены. Человек - грешник.

Библия называет это состояние человека - падшим. То есть, он не всегда был таким, какой он есть сейчас. Бог сотворил человека совершенным. Он сделал его из земной пыли и дал ему душу. Человек отличался от всех животных. В Едемском саду человек жил до своего падения счастливым, спокойным, наслаждаясь общением со своим Создателем.

Потом произошло падение. Один мальчик, объясняя это слово, сказал, что Адам упал с хорошего на плохое. А в Адаме мы все упали, потому что через него грех вошел в человеческий род. Вы, наверняка, слышали о поединке Давида с Голиафом. Голиаф кинул вызов израильской армии: "Зачем вы вышли воевать? Выберите у себя человека и пусть сойдет ко мне". Таким образом, Давид оказался во главе израильтян; в его победе или проигрыше заключалась их судьба. Точно также, Голиаф был глава филистимлян, их судьба была в нем. Давид победил, а с ним и весь Израиль. Голиаф пал, а с ним и все филистимляне. Точно также и мы все были в Адаме, в нем мы все вышли на борьбу, проиграли и пали. Таким образом грех вошел в этот мир, а следом и смерть, которая перешла во всех людей, потому что в Адаме все согрешили. Это и есть доктрина о происхождении греха.

Мы родились в этот мир грешниками, наше сердце развращено, мы грешим в слове, в мыслях и в деле. Мы не любим Господа всем своим сердцем, умом, всей душой и силой. Нас нельзя назвать грешниками, потому что мы грешим. Мы грешим, потому что мы грешники. Грех -это преступление Божьего закона. Бог дал нам добрые, святые законы - десять заповедей. Мы преступаем их. Мы виновны и заслуживаем вечного наказания. Мы согрешили и должны умереть, а после смерти предстать на суд. "Возмездие за грех - смерть" (Римл. 6: 23).

Рассказывают историю об одном архитекторе, который начертил план для красивого города, по его понятиям, идеального города.

- Где будет милиция? - спросили архитектора.

- В этом идеальном городе в милиции не будет никакой нужды, - с улыбкой ответил он.

- Ну, а как насчет церкви?

Снова улыбка: "В этом городе никто не захочет ходить в церковь".

Но интересующийся не сдавался. "Почему же в вашем городе нет кладбища?"

На этот вопрос архитектор не нашел ответа. Красивый идеальный город может отказаться от многого, но только не от кладбища.

Спасти самих себя мы не можем. Мы не можем освободиться от гнета греха. Мы беспомощны и виновны. Мы, как те часы, нуждаемся во внутренней замене.

Рассказывают про одного маленького африканского мальчика, который упал в яму. Надвигалась ночь со всеми присущими ей опасностями, и близость диких зверей совсем смутила его. Как он ни старался, он не мог выбраться. Мальчику было очень страшно. В это время вокруг ямы начала собираться толпа односельчан. Один из них сказал ему, какой он глупый, что упал в эту яму. Другой сказал, какой он непослушный, что играл так близко у этой ямы. Третий кинул ему палку, но палка сломалась. Другой сказал ему, чтобы он выходил из ямы также, как и вошел в нее (то, что он не мог сделать). Ко всему этому, кто-то даже прочитал ему лекцию насчет того, что если он выберется из ямы, никогда больше не должен падать в нее! А сумерки сгущались. Но вот, наконец, сильный и очень добрый односельчанин спустился в яму к мальчику, посадил его на плечи и выкарабкался вместе с ним наверх.

Также и наша нужда в спасении, из-за греховного падения, очень велика, но мы не можем ничего сделать без Господа Иисуса. Он пошел на все ради нас. Он сделал все для нас.

Известный шотландский проповедник проводил служение в доме, где остановился на ночь. Перед тем, как начать, он спросил все ли тут. "Все, - ответил хозяин, -все, кроме маленькой служанки. Она на кухне. Она все равно ничего не поймет, ни писать, ни читать не может". Проповедник настоял на том, чтобы служанка тоже присутствовала. После нескольких вопросов он установил, что она ничего не знает о Боге. Поэтому прежде, чем уехать из этого дома, он научил ее молиться одним предложением. А именно: "ГОСПОДИ, ПОКАЖИ МНЕ МЕНЯ".

Когда он, после некоторого времени, снова посетил этот дом, то нашел маленькую служанку печальной и разочарованной. Спросив ее о причине, он установил, что ее тяготят грех и вина перед святым Богом. Ее молитва была услышана. Теперь он рассказал ей о Господе Иисусе и научил молиться другой молитвой: "ГОСПОДИ, ПОКАЖИ МНЕ СЕБЯ".

Прошло несколько лет, прежде чем проповедник снова вернулся в тот дом. Маленькая служанка превратилась в молодую девушку, радующуюся Божьему спасению. Она сама рассказала служителю, как ее вторая молитва была услышана, и как Иисус стал ее Спасителем.

Советую прочитать:

Бытие 3. Римлянам 1: 18-32. Римлянам 3: 9-20, 23.

Глава 5. Личность Иисуса Христа

Когда Господь Иисус на осленке въезжал в Иерусалим, люди задали очень важный вопрос. Они спросили: "Кто это?" И нам нужен ответ на этот вопрос. Кем был Иисус? Кто Он?

1. Иисус был необыкновенным Человеком. Он был и есть Бог. Он всемогущ. Он может все. Еще до Своего прихода на землю и рождения в Вифлееме, Он жил как Бог на небе.

2. Иисус был подлинным человеком. Он родился. У Него не было земного отца, но у него была мать, Мария. Он чувствовал голод и боль. Он уставал (у колодца в Самарии). Он плакал (у гроба Лазаря). Он спал (на корме лодки).

3. Иисус был совершенно безгрешным. Библия говорит: "... святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников..." (Евр. 7: 26). Он никогда ничего не сделал, не сказал и не подумал грешного. Он был искушаем, но не согрешил. Его человеческая жизнь и Его божественная натура были нераздельны.

Мы в искушении часто грешим. Мы подобны красивому пруду с прозрачной водой. Если же палкой несколько раз провести по его дну, то вода становится мутной и темной. Но не так у Господа Иисуса. Когда сатана пришел, чтобы искушая, возмутить Его, он не нашел за что ухватиться. Он не смог найти в Нем ни слабого места, ни изъяна.

Пилат, хотя и старался, но ничего достойного смерти в этом Человеке не нашел.

Римский сотник у креста с распятым Иисусом Христом сказал: "Истинно Человек Этот был праведник".

Даже сатана не может находить ни слабого места, ни дефекта.

Бог Отец, смотря на Него с небес, сказал: "Это Мой возлюбленный Сын, в Нем Мое благоволение". Он ни на йоту не преступил Божий закон.

Часто люди спрашивают: "Как же мы можем знать, что Иисус - Бог?"

1. Существуют много мест в Священном Писании, которые подтверждают нам это. Например: "В начале было Слово (т.е. Иисус Христос), и Слово было у Бога, Слово было Бог" (Иоан. 1: 1). "... Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки" (Римл. 9: 5). "А о Сыне сказано: престол Твой, Боже, в век века" (Евр. 1: 8).

Кто-то однажды сказал: "Если Иисус действительно Бог, то почему Библия не скажет это?"

"Что же Вы хотели, чтобы Библия сказала?" - спросили его в ответ.

"Ну что-то вроде: Иисус - истинный Бог!"

Тогда этому человеку открыли 1 Иоан. 5: 20: "Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе: Этот есть истинный Бог и жизнь вечная".

2. Потом еще:

Иисусу нужно поклоняться, а поклоняться мы можем только Богу. К Иисусу нужно обращаться в молитве, а молиться мы можем только одному Богу. Иисусом были проявлены изумительные чудеса, которые стоят как доказательства, что Он - Бог. Воскресение Иисуса из мертвых тоже неопровержимое доказательство Его божества - только Человек, который есть Бог, может воскреснуть Своей же собственной силой.

Иисус умер, воскрес и вознесся назад на небо. Теперь Он там - все еще подлинный Человек, но теперь навеки увенчанный славой и честью.

Некоторые говорят: "Я могу поверить, что Иисус был хорошим человеком, но поверить в то, что Он был Богом, не могу". Должен сказать, что такого разделения делать невозможно. Иисус или и человек и Бог, или никто. После всего, что Он сказал нам о Себе, если Он не Бог, то Он и не может быть хорошим человеком.

Уподобимся лучше мудрецам с востока, которые пришли с другим вопросом: "Где Он? Мы хотим найти Его, познать, поклониться и полюбить".

Что думаете вы о Христе?

Советую прочитать:

Историю рождения Иисуса: Матфея 1: 18-25, Матфея 2, Луки 1: 26-38, Луки 2. Псалом 44 и 71. Евреям 1 и 2.

Иоанна 1: 1-14. Читая Евангелие от Иоанна дальше, вы почувствуете насколько ясно Иоанн постоянно указывает на то, что Иисус - Бог.

Глава 6. Святой Дух

В одном из английских стихов, заучиваемых детьми в школе, есть такие слова:

Кто видел ветер?
Ни ты и ни я.

В Библии Дух Святой сравнивается с ветром. Вы не можете увидеть веяние ветра, но в ветреный день можете разглядеть его действия: гонимую ветром по улице шляпу, наклоняющиеся то в одну, то в другую сторону клубы дыма, кружащиеся на траве опавшие листья. У ветра необыкновенная сила, иногда мы даже читаем, что машины уносятся ветром с автодорог.

Вот так и с Духом Святым - Его не видно, наблюдать можно только за Его действием.

О Духе Святом нам необходимо запомнить две вещи, которые очень часто забываются:

1. Дух Святой - личность. Он не просто чувство или какое-то влияние. Он есть личность. Это очень важно.

В Библии мы читаем о многих вещах, сказанных о Духе Святом, которые можно приписать только личности. Например:

Он любит - Римлянам 15: 30.

Он оскорбляется - Ефесянам 4: 30.

Он обличает - Иоанна 16: 8.

Он дает - 1 Коринфянам 12: 8-11.

Он свидетельствует - 1 Иоанна 5:7.

Он знает - 1 Коринфянам 2: И; 12: 8; Иоанна 14: 26. Против Него можно согрешить - Матфея 12: 32,33. Ему можно лгать - Деяния 5:3.

2. Дух Святой - Божественная личность. Он Бог. Он вечен. Он все знает. Он всемогущ. Он вездесущ.

Заканчивая богослужение молитвой, вы, наверное, уже слышали, как служитель молится: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа да пребудет со всеми нами". В этих словах Бог Дух Святой соединен с Богом Отцом и Богом Сыном в одно целое. Все три - один Бог.

При крещении также говорится: "Крестим тебя во имя (не имена) Отца, и Сына и Духа Святого". Опять таки, Бог Дух Святой соединен тут с Богом Отцом и Богом Сыном.

Мы также предупреждаемся не хулить Духа Святого. Хулить можно только личность, не предмет. "Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам", (от Матфея 12: 31).

Мы можем молиться Святому Духу, и, конечно, это было бы - грех, если Он не - Бог.

В пятой главе Деяний Апостолов мы читаем очень печальную историю об Анании и Сапфире. Они оба были наказаны смертью за ложь. Третий стих ясно говорит, что они солгали Духу Святому, а четвертый добавляет: "Ты солгал не людям, а Богу".

Духу Святому даны различные имена. Он назван Утешителем, Духом славы, Духом благодати, Духом совета и крепости, Духом премудрости и разума.

Событие Пятидесятницы непременно встает перед нашим взором, когда мы слышим упоминание о Духе Святом. Во второй главе Деяний Апостолов мы читаем о том, как Дух Святой (в виде огненных языков) сошел на учеников, и, как после сильной проповеди Петра 3000 человек, будучи побуждены Духом Святым, покаялись, поверили Господу Иисусу и крестились. "И они постоянно пребывали в учении Апостолов".

День Пятидесятницы никак нельзя считать началом существования Духа Святого (как и рождество Иисуса нельзя считать Его началом). Не было такого времени, в котором Дух Святой не существовал бы. Он присутствовал при сотворении мира. Он был до сотворения мира. В день Пятидесятницы особым путем Он продемонстрировал Свою могучую силу.

Дух Святой принимал участие не только в сотворении мира, но также и в воскресении Иисуса Христа (Римл. 8: 11). Кроме того, необходимо выделить три особенно важные работы Духа Святого:

1. Рождение Господа Иисуса. Как Иисусу возможно было родиться от девы? Мария сама спрашивала: "Как это будет?" И ангел отвечал ей: "Дух Святой найдет на тебя и сила Всевышнего осенит тебя; поэтому и рождаемое Святое назовется Сыном Божиим" (Лук. 1: 35).

Мы не стараемся объяснить это; мы верим этому.

2. Богодухновенность Священного Писания. "Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божий люди, будучи движимы Духом Святым" (2 Петр. 1: 21).

3. Работа благодати в сердце человека. Дух Святой не сходит на человека в момент водного крещения, как некоторые полагают, а Он начинает Свою работу с момента спасения (возрождения) человека (Иоан. 3: 3-8, 1 Кор. 12: 13). Мы мертвы духовно до тех пор, пока Дух Святой не начнет в нашем сердце работу по возрождению. Это от начала до конца Его работа, которая дает новую жизнь, через Иисуса Христа. (Ефес. 2: 8-10).

Дух Святой постоянно продолжает начатую в нас работу. Он ведет. Он учит. Он помогает в молитве. Он утешает. Он открывает нам Писания. Он все больше показывает и открывает нам Иисуса. Дух Святой никогда не бросает начатую в нашем сердце работу. Иисус сказал: "И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек" (Иоан. 14: 16).

Мы постоянно нуждаемся в действии Духа Святого в нас. Без Него мы ничего не поймем. Господь Иисус поощряет нас просить у Бога Духа Святого. Ставя в пример доброго отца, Иисус спрашивает, неужели этот отец подаст камень своему маленькому ребенку, если он, голодный, попросит у него хлеба? Или если попросит рыбы, то неужели может случиться, что отец подаст ему змею? Или если попросит яйцо, неужели он подаст ему скорпиона? Потом следуют эти чудные слова:

"Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него" (Лук. 11: 13).

Советую прочитать:

Иоанна 14: 16-27. Иоанна 16: 6-15. Деяние Апостолов 2 (день Пятидесятницы).

Глава 7. Избрание

Часто слово "избрание" ставит нас в тупик, приводит в недоумение. Что же такое избрание?

В Библии много говорится об избрании. Знал я одного юношу, который твердо верил, что Библия - это Божье Слово. Однажды он сказал мне: "В избрание я не верю". "Хорошо, - ответил я, - почитайте тогда девятую главу послания к Римлянам". Он прочитал и сказал: "Признаюсь, эта глава ясно говорит об избрании, но я не могу понять его".

Еще до сотворения мира Бог знал, что люди будут грешить и таким образом навлекут на себя Его наказание. Поэтому в любви Своей Бог избрал Себе людей из всего человечества и определил их к спасению от греха и к жизни с Ним на небе.

Во всей Библии мы видим исполнение этого. Много людей жило в городе Ур, но Бог обратился к одному, к Аврааму. У Авраама было два сына, Исаак и Измаил, но Исаак был избран. У Исаака была два сына, Иаков и Исав, но Иаков был избран.

Это всегда так было. Например, в одном из районов Англии много лет тому назад жили два мальчика. Оба были одного возраста. Оба учились в одном и том же классе. И обоих звали Джордж Розе. В округе их знали, как Джордж Розе "А" и Джордж Розе "Б". После школы их пути разошлись и они не виделись несколько лет. Однажды они встретились. Один Джордж Розе был на пути к месту мирского развлечения, другой Джордж Розе шел проповедовать.

Люди тут обычно говорят: "Но это ведь несправедливо!" Библия же смотрит на это по-другому. Если бы Бог захотел, Он бы не избрал никого, Он бы наказал всех. Никто из людей сам по себе не избрал бы Бога. Избрание не исключает никого: грех исключает, избрание включает миллионы.

Библия, говоря об избрании, называет его избранием по благодати - чудесная благодать Всемогущего Бога избирает грешников, для того, чтобы они в конце смогли войти в небо. Известному американскому проповеднику однажды задали вопрос: "Что такое благодать?" Вот что он ответил: "Если к моему дому подойдет бродяга и я накормлю его и уложу спать, то это будет доброта. Но если этот бродяга уворует что-нибудь из моих драгоценностей и опять следующим вечером заявится, и я накормлю его и уложу спать, то вот это будет благодать. Благодать - это Божья непринудительная благосклонность в ответ на явное незаслуживание".

"Как же мне знать избран я или нет?" - кто-то спросит. Бог в Своем Слове постоянно соединяет избрание с призванием. "Все, что дает Мне Отец (избрание), -говорит Иисус, - ко Мне придет (призвание)" (Иоан. 6: 37). "Блажен, кого Ты избрал (избрание) и приблизил (призвание)" (Пс. 64: 5). Тех, кого Бог избрал от вечности, Он призывает с наступлением времени. Один за другим они чувствуют свою нужду в Господе Иисусе и приходят к Нему за спасением. И каждый нуждающийся грешник тут желанный и приглашенный гость. "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас".

Повеление к нам следующее: "Более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание (в этом порядке) (2 Петр. 1: 10). Призван ли я по Божьей благодати? Увидел ли я себя грешником перед Ним? Принял ли я Господа Иисуса? Является ли Он моей единственной надеждой? Если да, то раз я призван, я и избран.

Поясним это примером, произошедшим в действительности. В Шотландии несколько благочестивых человек искало ответ на вопрос: "Как нам знать, избрал нас Бог или нет? Как нам знать принадлежим ли мы к избранным?" Слово было дано старому солдату. И вот что он сказал:

- Вы все знаете, что я бывший солдат. Поэтому сейчас я каждый месяц и получаю солдатскую пенсию. Насколько я знаю в Лондоне есть большая книга, в которой записаны имена всех солдат, получающих эту пенсию. Я никогда не был в Лондоне. Я никогда не видел этой книги и не читал в ней своего имени. Но так как месяц за месяцем я получаю свою пенсию, я знаю, что мое имя должно быть в этой книге.

Вот так я представляю себе и небесную книгу, книгу жизни Агнца, со всеми именами избранных. Я никогда не бьш в небе. Я никогда не видел этой книги и не читал в ней своего имени. Но так как Божья благосклонность излилась и изливается в мою душу, я знаю, что мое имя должно стоять в этой книге.

Я хочу не богатства, не казны серебра,
А небесного царства и спасенья добра.
В книге вечной спасенных, о скажи, Боже мой,
На страницах зажженных я записан Тобой?

Во мне много пороков, как песку у морей,
Но всех рек и потоков кровь Иисуса сильней.
Слово правды, нам данной, озаряет нас всех:
"Грех как пурпур багряный, убелю Я, как снег".

Советую прочитать:

Римлянам 8: 28-39. Римлянам 9: 6-24. Ефесянам 1: 1-14.

Глава 8. Искупление

В одной далекой стране, много лет тому назад, один птицелов продавал на базаре красивых птиц. Они все были в большой клетке, и как ни старались вылететь на свободу, им не удавалось это сделать. Однажды по этому базару шел знатный человек, который остановился у этой клетки с птицами. Он спросил сколько они стоят и, ко всеобщему удивлению объявил, что хочет купить всех. Удивление людей еще больше возросло, когда, заплатив нужную цену, он открыл дверцу клетки и выпустил всех птиц на свободу. Он сказал: "Я тоже когда-то сидел в тюрьме!"

Вот это и есть искупление. Оно означает "освободить, заплатив цену". Человек тот заплатил цену за птиц. Они по всем правам принадлежали ему. Потом он освободил их.

Господь Иисус пришел с неба на землю, чтобы искупить Своих людей, тех, которых избрал Бог. Они были в плену греха и сатаны и Он решил освободить их. Как же Он это сделал?

Господь Иисус искупил Своих людей смертью Своей. Он умер на кресте, заплатив этим цену за них. Заметили ли Вы, что большая часть Евангелий посвящена истории о смерти Господа Иисуса? Он пришел, чтобы рассказать людям о Боге. Он пришел учить их. Он пришел показать им хороший пример. Но более всего, Он пришел умереть за них.

Многие не могут понять почему Бог не мог простить людям их грехи без того, чтобы Его возлюбленный Сын умер такой жестокой смертью на кресте. Как-то один служитель, взяв в основание своей проповеди текст: "... в Котором мы имеем искупление Кровью Его, прощение грехов..." (Еф. 1: 7), рассказал следующий пример из своего детства.

"Однажды, неся на себе длинную доску, я услышал как меня кто-то позвал. Я быстро обернулся, отчего один конец доски разбил стекло в окне. Я тут же побежал к отцу, прося у него прощения. "Конечно, я прощаю тебе, - ответил отец, - но кто-то должен будет заплатить за стекло!""

Бог не прощает нас без удовлетворения Своей святости и праведности. Но как же через смерть Иисуса была удовлетворена Божья праведность? Вы спросите, что общего между смертью Иисуса и прощением грехов или удалением грехов?

Есть история о двух мальчиках, которые были близкими друзьями. Когда они выросли, их пути разошлись, и они долгие годы не видели друг друга. Но однажды они встретились при самых необычных обстоятельствах. Один из них был судья, другой сидел на скамье подсудимых. После расследования дела выяснилось, что осужденный действительно виновен. Что судье было делать? Мог ли он просто махнуть на все рукой только потому, что осуждаемый был его другом? Никакой судья не может сделать этого. Но тут случилось что-то интересное. Судья объявил преступника виновным и назначил ему в качестве штрафа положенную сумму денег (а преступник был бедным и не имел ни копейки, чтобы заплатить). Затем судья, оставив свое судейское место, подошел к своему бывшему другу и, сев с ним рядом на скамью подсудимых сказал, что заплатит за него весь этот долг. Таким образом, судья взял наказание на себя, а преступник был освобожден.

Бог должен был наказать грех. Но Господь Иисус так сильно возлюбил Своих людей, что заплатил их долг. Он взял на Себя их наказание и умер на их месте (в качестве замены).

Вот это и есть искупление - единственный путь к спасению, единственный путь в небо.

Будем помнить чудесную любовь Господа Иисуса потому что Он умер вместо Своих людей. Будем помнить Его ужасные страдания, когда Он висел, пригвожденный ко кресту. Будем помнить Его еще большие страдания, когда тяжесть наших грехов и гнев Отца легли на Его плечи. Мы знаем, что пролив Свою драгоценную Кровь, Он навсегда стер грехи Своих людей. Он умер, чтобы они жили.

Советую прочитать:

Историю смерти Господа Иисуса в четырех Евангелиях: Матфея 26 и 27; Марка 14 и 15; Луки 22 и 23; Иоанна 18 и 19. Исайя 53. Послание Иуды.

Глава 9. Воскресение

Во время проповеди Евангелия молодому проповеднику была подана записка. Один из слушателей, атеист, написал в ней: "Чем ваша религия отличается от других? Что у нее есть, чего нет у других: буддизма, магометанства, конфуцианизма, индуизма и т.д?"

Молодой человек задумался на минутку, а затем написал ответ: "У них нет пустого гроба".

У нас, христиан, есть этот чудесный факт, - не считая вер и чувств людей - факт того, что Христос воистину воскрес. Кто-то сказал, что воскресение более, чем что-либо доказано в истории. Как бы там ни было, история воскресения описана всеми четырьмя евангелистами.

Мы знаем о том, что безжизненное тело Иисуса было положено в гроб, знаем о большом тяжелом камне, о страже солдат, об ангеле с неба, отвалившем камень и Господе Иисусе, Который победоносно, оставив гроб, вернулся к жизни. После Своего воскресения Он явился:

1. Марие Магдалине.

2. Женщинам, возвращавшимся от гробницы.

3. Петру.

4. Двум, шедшим в Еммаус.

5. Собравшимся ученикам.

6. Фоме (и другим бывшим с ним).

7. Ученикам у Галилейского моря.

8. Пятистам на горе.

9. Иакову.

10. Ученикам перед вознесением.

Если кто-то рассказывает нам странную новость, в которую трудно поверить, мы всегда думаем: "Можно ли доверять ему?" Точно также, можем ли мы действительно довериться имеющимся описаниям истории воскресения Иисуса? Мы без сомнения отвечаем "да". Почему?

1. Авторы были честными людьми, всегда говорившими истину, людьми, на которых можно положиться, которых можно посчитать "святыми". Они были людьми, готовыми умереть за свою веру, потому что не сомневались в ее истинности.

2. Невозможно не увидеть произошедшую в них перемену. Когда Иисуса распяли, они все оставили Его и разбежались. Петр настолько испугался, что начал клясться и божиться, что не знает Иисуса. Мы также видим насколько сковал их страх, когда они собрались в Галилее за закрытыми дверями. Но позже мы видим их храбрыми и смелыми, и нисколько не страшащимися встать на защиту своих убеждений перед врагами Иисуса. Тысячи людей обратилось к Господу Иисусу после их проповеди. Что послужило такой перемене за такой короткий срок? Что случилось? Их Господь и Учитель, Которого они видели распятым, вернулся к жизни, и они видели Его и говорили с Ним.

3. Если Иисус не воскрес из мертвых, то почему враги Его не смогли в доказательство доставить Его тело? Когда Петр проповедовал в день Пятидесятницы (шесть недель спустя), говоря, что Иисус жив, до гроба Его было рукой подать. Но никто не пошел туда, чтобы сказать: "Вот Его тело". Нет. "Его нет здесь, Он воскрес, как сказал".

Существует интересная книга, автором которой является Франк Морисон. Называется она "Кто Отвалил Камень?" Франк Морисон считал воскресение Иисуса сказкой и решил написать книгу, опровержение факта воскресения. Сначала он старался собрать свои доказательства, но чем больше старался, тем больше убеждался в том, что Иисус действительно воскрес из мертвых. В конце концов книга, вышедшая из-под его пера, была прямой противоположностью той, которую он собирался написать. Предисловие свое он озаглавил: "Книга, которая отказалась писаться".

Некоторые люди с недоумением указывают на различия в истории воскресения описанную Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Почему они разные? Ну, было большое движение воскресным утром - одни шли по одному направлению другие - по другому направлению. Один рассказывает одно, другой повествует о другом. Но они не противоречат друг другу. Трое детей, побывавших у кого-то на ужине, тоже дадут различные сведения о том, что они ели. Один скажет "хлеб", другой "мясо", третий "торт". Все три сведения могут быть совершенно верными.

Почему же воскресение Иисуса так важно? Илья воскресил маленького мальчика, то же самое сделал и Елисей. Чем же воскресение Иисуса отличается от этих? Те воскрешали других силой Бога. Иисус же воскрес Своей силой. Те, воскрешенные, опять должны были умереть, но Иисус воскрес и жив теперь навеки. Да и Сам Иисус сказал, что умрет, но Он же и сказал, что снова воскреснет.

Воскресение Иисуса подтвердило Его слова о том, что Он Сын Божий. Его воскресение подтвердило то, что Бог принял Его жертву. Его воскресение говорит о том, что тела всех Его детей (как и всех беззаконников) также воскреснут. Библия называет Иисуса "первенцем". В древнем Израиле первый сноп от созревших злаков приносился Господу. Это был начаток. Но это также был знак того, что за начатком последует жатва всего остального. "Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших" (1 Кор. 15: 20).

Мы читаем, что Христос "воскрес для оправдания нашего" (Римл. 4: 25). (Оправдание это действие Бога, чрез которое Он объявляет верующего праведным на основании того, что Иисус сделал, на основании Его праведности). Вы может быть скажете: "Но разве не через смерть Иисуса спасаются верующие в Него?" Да это так. Но если бы за долги вас посадили в тюрьму и кто-то пошел туда вместо вас, то когда бы вы начали радоваться? Провожая его в тюрьму? Слыша о том, как он сидит там? Или когда вы узнали, что он вышел на свободу? Конечно, вы обрадовались бы, увидев вашего друга, выходящим из раскрытых дверей темницы! Время его пребывания в тюрьме было платой за ваш долг, но его выход из тюрьмы означал бы, что ваш долг полностью уплачен и вы свободны.

Через сорок дней после Своего воскресения из мертвых Господь Иисус вознесся назад на небо. Там Он живет и царствует. Он умер, был погребен, но вышел победителем.

Знать Господа Иисуса - самое важное в этом мире. Он есть единственный путь на небо. Павел молится: "... чтобы познать Его...", не что-то о Нем, но Его Самого, Его лично. Разница между "знать о ком-то" и "знать кого-то" наверняка известна нам. Мы можем знать о президенте нашей страны, но быть с ним лично знакомым совсем другое дело.

О Великий Избавитель,
Ты грехи мои простил,
От страданья и мученья
Ты меня освободил.

Жизнь мою Ты спас от смерти
и глаза мои от слез.
Дал мне видеть путь спасенья,
Искупитель мой, Христос!

Советую прочитать:

Матфея 28. Марка 16. Луки 24. Иоанна 20-21. 1 Коринфянам 15.

Глава 10. Рождение свыше

Как-то сидя у кафедры, я заметил очень странную вещь. Стрелки церковных часов начали вращаться в обратную сторону! Служение началось в семь, а когда мы спели первую песню было без пяти семь. После чтения Слова Божьего стрелки показывали без пятнадцати семь! Сначала я подумал что, что-то не то с моими глазами и даже сходил назад к дьякону узнать в чем дело!

Часы эти постоянно шли в одном направлении, день за днем, неделю за неделей, год за годом. Но вдруг, неожиданно, они стали идти в противоположном направлении. Я задумался. Вот что случается в жизни мужчин и женщин, девочек и мальчиков - абсолютная перемена. О такой радикальной перемене в людях мы узнаем со страниц Библии; это, к примеру, были Манассия и Мария Магдалина.

Такая перемена в человеке еще называется обращением. "Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" (Мф. 18: 3). Обращение человека-полностью Божья работа. Это не исправление человека, не проведение в нем какой-то реформы и не просто откладывание в сторону какой-то греховной привычки. Часы в церкви вскоре снова пошли в своем обычном направлении, но истинное обращение пребывает. В день Пятидесятницы было 3000 обращенных, которые "постоянно пребывали в учении Апостолов".

Как-то благочестивый служитель, идя по улице, увидел в канаве пьяного.

"Это один из твоих обращенных", - крикнул кто-то ему вслед.

"Видно правда, - ответил служитель, - похоже на мою работу. Если бы Бог обратил его, он не лежал бы здесь!"

Библия называет еще радикальную перемену в человеке - рождением свыше, то есть началом новой жизни, жизни от Бога в сердце человека. Это рождение свыше и служит поводом к его обращению. Поэтому рождение свыше (или возрождение) должно предшествовать всему остальному. Ребенок сначала рождается, потом начинает плакать, испытывать голод и жажду, двигаться и т.д. Когда мы рождаемся свыше, мы начинаем искать общения со Христом, начинаем двигаться в другом направлении.

Так как все это абсолютно Божья работа, то насколько плох или скверен человек был до этого не имеет никакого значения. Не перечесть историй страшных беззаконников, чьи сердца и жизни были переменены Божьей благодатью. Однажды один человек пошел послушать Джорджа Уайтфильда, известного английского евангелиста. С собой он прихватил несколько камней, которые намеревался бросить в голову проповедника. Но во время проповеди камни эти один за другим опустились на землю. Вместо того, чтобы ему разбить голову Уайтфильда, Бог разбил его сердце. Другой человек в одном трактир залез на стол, имитируя речь Уайтфильда, но, произносимые им самим слова проповедника, задели его сердце и он убежал в глубоком раскаянии души. Он обратился и стал благочестивым человеком, а позднее даже служителем.

Господь Иисус ясно проповедовал рождение свыше, называя его жизненноважным. Его ничем не подменить.

Никодим, один из начальников Иудейских, пришел к Иисусу тайком, ночью. На первый взгляд он был хорошим религиозным человеком, и очень дружелюбно разговаривал с Иисусом. Но Иисус указал Никодиму на то, что ему не хватало. "Если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божия" (Иоан. 3: 3). Нет спасения без рождения свыше! Другими словами: "Никодим, вся твоя религиозность и добрые дела не помогут тебе. Тебе необходимо новое сердце. Ты нуждаешься в той абсолютной радикальной перемене, в той новой жизни, которую только Бог может дать".

Важнейшей частью этой перемены является новая жизнь. В Библии она часто сравнивается с воскресением. То, что Иисус сделал для дочери Иаира, Лазаря и сына вдовы из Наина, Он должен сделать и для нас. Иногда, подходя к дому, мы замечаем на подоконнике красивый разноцветный букет цветов. Но разглядев его поближе, узнаем, что он искусственный. В нем нет жизни. Мы не хотим быть похожими на искусственные цветы.

Когда нам дается эта новая жизнь, эта перемена, мы каемся и начинаем верить. Библия очень много говорит нам о покаянии и вере.

Мы должны покаяться в наших грехах, в непослушании и сопротивлении Богу. Иисус проповедовал: "Если не покаетесь, все также погибнете" (Лук. 13: 3). Покаяние проповедовал Иоанн Креститель, а также апостолы. Совершенно ясно, что без покаяния не может быть и прощения.

Что же такое покаяние? Это печаль о грехах и обращение от них к Богу. Это радикальный поворот в жизни (как те часы). Как мы нуждаемся в этой печали о всех наших грехах и признании их! Плакать о грехах и продолжать их делать не принесет никакой пользы. Покаяться -значит оставить грехи, которые мы любили раньше, и, не повторяя их больше, показать, что мы действительно сожалеем о них.

К нам в церковь один раз в год приходил старый человек, бывший хулиган. Все служение он плакал, а в конце говорил: "Я знаю, что тут мое место! Я знаю, что тут мое место!" Затем он уходил, и мы не видели его целый год. Но в один год его не было; мы узнали потом, что он покончил жизнь самоубийством. Слезы, сколько бы мы их не проливали, без оставления греха - не являются покаянием.

Ну, а что же такое вера? Это не просто поверить, что Иисус жил, умер и воскрес, но довериться этому Иисусу. И покаяние, и вера являются подарком от Бога. Там, где истинное обращение находит место, где происходит рождение свыше, человек отказывается надеяться на себя или на' какие-нибудь свои дела, он весь, полностью доверяется только Господу Иисусу.

Это слово только очень важно! Оправдание наше происходит только по вере в Господа Иисуса. Во времена реформации шли большие дебаты насчет оправдания только по вере. Римские католики готовы были согласиться с оправданием по вере без слова только.

Вера должна быть личной и она не может существовать без доверия. Об известном акробате, шагавшем по канатам, рассказывают следующую историю. Он мог с завязанными глазами пройтись по канату, натянутому над Ниагарским водопадом. По этому канату он мог перевезти тачку, с сидящим в ней человеком! Как-то этот акробат разговаривал с одним их своих друзей о своих успехах. Он спросил, верит ли друг в то, что он может безопасно по канату над Ниагарой перевезти тачку с человеком. Друг ответил, что верит. Акробат не унимался и спросил, верит ли друг в то, что человек тот будет в абсолютной безопасности. "Не сомневаюсь, зная твои способности", - ответил друг. Но сам сесть в эту тачку он так и не согласился. Он не мог полностью довериться акробату.

Мы видим насколько важна работа Духа Святого в возрождении человека, помогающая ему обратиться от своих грехов к Богу и полностью довериться Господу Иисусу.

Еще раз хочу упомянуть о Джордже Уайтфильде. Однажды он остановился в одном доме, где его приняли с большим радушием и доброжелательностью. Но с печалью он должен был установить, что они ничего не знают о рождении свыше. Молясь о том, как ему объяснить им этот важный вопрос, он написал на зеркале: "Одно только нужно". И Бог благословил эти слова.

Как-то Иисуса спросили: "Господи, неужели мало спасающихся?" Им просто любопытно было узнать, мало ли спасающихся. Иисус ответил на вопрос, но по-другому, не так, как они ожидали: "Подвизайтесь войти сквозь тесные врата". Другими словами, как насчет вас самих?

"Одно только нужно" (Лук. 10: 42).

"Должно вам родиться свыше" (Иоан. 3: 7).

"Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие" (Иоан. 3: 5).

"Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" (Мф. 18: 3).

"Если не покаетесь, все также погибнете" (Лук. 13: 3,5).

Советую прочитать:

Иоанна 3: 1-17. Ефесянам 2: 1-9.м 15 Евреям

Глава 11. Освящение

Часто мы читаем в газетах о каком-нибудь преступнике, посаженном в тюрьму. Он что-то украл или даже убил кого-то. К сожалению, нужно сказать, что очень часто тюрьма не изменяет такого преступника, не делает его лучшим человеком. Случается, что уже в первый день после освобождения, он снова совершает какое-нибудь преступление.

Совсем не так у Бога. Когда Он прощает человека, Он изменяет его. Жизнь того человека с той самой минуты совершенно изменена.

Старозаветний царь, Манассия, был одним из самых злых и порочных. Но вот Бог начал работать над ним. Манассия оказался в большой беде и попросил у Бога прощение. И Бог простил. С этого момента жизнь Манассии переменилась. Он перестал делать злое и порочное и перешел к противоположному.

Библия называет это освящением. Грехи Манассии были не только прощены, но Бог освятил его. Каждого человека, которого Бог спасает от ада, Бог и освящает. Когда судья прощает кого-то, он не может освятить его, но что люди не могут сделать, что закон не может сделать, то может сделать Бог.

Освятить что-то - означает отделить его на святое употребление. В скинии и в храме в старозаветнее время освящались чаши и блюда, то есть они отделялись для пользования только во время служения. Бог также отделил Своих людей еще прежде их рождения, но в момент их рождения свыше Он освящает их - делает их святыми в сердце и в поведении.

В детском гимне говорится: "Он умер для нашего прощения" - это спасение; "Он умер для того, чтобы сделать нас благочестивыми" - это освящение. Благодатью мы не только спасены, но и освящены.

Многие из нас путают оправдание с освящением, но между ними большая разница. Если мы - люди Бога, то


Оправдание: Освящение:
- Бог сделал извне для нас - Бог делает в нас
- совершенное действие - действие, которое продолжает развиваться
- вменяет нам святость - делает нас святыми
- наше положение перед Богом - наше переживание перед Богом
- спасает нас от вины - спасает нас от силы греха греха.

Нам нужна работа Христа для нас (оправдание) и работа Святого Духа в нас (освящение).

У большинства религий нет доктрины освящения. Человек грешит, идет к священнику, причащается, чувствует в себе даже духовные порывы, но потом снова же возвращается к своим грехам. Если человек спасен, то он и освящен. Даже безбожники замечают потом перемену в возрожденном человеке. Они не читают Библии, они не могут понять всех доктрин Библии, но они замечают, когда порочный человек начинает вести себя по-другому: когда пьяница становится трезвым, когда обижающий свою жену становится добрым, когда сквернослов бросает ругаться, когда нечестный становится честным.

Даже если человек и не был очевидно скверного или злого характера, перемена в нем все равно почувствуется. Маленькую служанку спросили однажды, может ли она доказать, что жизнь ее переменилась после покаяния. Она подумала немного и потом ответила: "Да. Раньше я хорошо убирала только там, где люди могли это видеть. Теперь я хорошо убираю и там, куда никто не заглядывает".

Освящение - это работа Бога по приготовлению Своих детей к небу. Если бы вы вытащили рыбу из моря и перенесли на красивейший луг, она не смогла бы жить. Если бы вы бросили орла в глубину красивейшего озера, ему пришлось бы умереть. Потому что это не является их средой обитания. Точно также неосвященный человек не может быть счастлив в небе. Небо - место приготовленное Богом для приготовленных людей.

Рассказывают про беднягу-невежду, который унаследовал дворец, лошадиную упряжку с каретой, красивый сад, слуг и несметные богатства. (Он приходился умершему единственным родственником, хотя и очень далеким). Но бедняга был совершенно несчастен. Поведение его было до того чудным и необычным, что в конце концов все стали над ним смеяться. У него был дворец и наследие, но характер и поведение его не переменились, потому что натура его осталась прежней.

Много лет тому назад учили даже маленьких детей, что освящение - это работа, никем незаслуженной, Божьей благодати, через которую мы обновляемся во всем человеке по образу Бога. (Кол. 3: 9-10). Мы умираем для греха и начинаем жить для праведности.

Но никто из нас при жизни здесь на земле не может назвать себя совершенным. Мы все еще остаемся с различными пережитками греха, и сатана искушает нас. Поэтому жизнь наша и является борьбой, тяжелой борьбой. В христианине две разные натуры, борющиеся между собой. Благодаря Божьей благодати, силой Христа, духовная натура в конце концов победит. Всем, кому знакома эта борьба, Писание советует:

Проводить время в молитве.

Смотреть на Иисуса и ждать помощи от Него.

Доверяться только Ему.

Не доверять своей силе, но искать Его силы.

Избегать греховных мест, плохой кампании.

Осознать, что сатана, мир и плоть сильнее нас.

Просить постоянную охрану от греха.

Просить Божьей благодати, чтобы устоять.

Держаться Христа.

Джон Ньютон, капитан-работорговец и хулитель, обратившийся по Божьей благодати и ставший на служение, как-то сказал: "Я не тот, кем хочу быть. Я не тот, кем должен быть. Я не тот, кем однажды буду. НО Я НЕ ТОТ, КЕМ БЫЛ РАНЬШЕ".

Советую прочитать:

Последнюю главу каждого послания.

Глава 12. Промысел Божий

Библия ничего не знает о случайности, о судьбе или счастливом случае. Она нам говорит о промысле (или провидении) Божьем. Павел пишет (Фил. 1: 12): "Обстоятельства мои послужили к большему успеху благове-ствования". Они не произошли просто так. Они "послужили" к исполнению определенного промысла Божьего, случилось так, как Он запланировал.

Промыслом Своим Бог руководит всем, что случается, но Он не является ответственным за грех. Все, что Бог запланировал от вечности (это Его замысел), Он приводит в действие из века в век (это Его промысл).

Промысл Божий касается даже самых малых деталей в жизни людей и всего творения. Самая лучшая проповедь насчет промысла Божьего была дана Иисусом Христом: "Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены" (Мф. 10: 29-30).

Даже маленький воробышек не упадет на землю без воли Бога (хотя люди считают воробьев совсем незначительными).

Если вы по дороге из школы домой потеряли 10 копеек, то непременно скажете это своей маме, но вы конечно же промолчите о потере одного волоска. Признаться, вы и не знаете потеряли волосок или нет. Но Бог знает число волос на нашей голове и видит, когда один падает.

Для Божьих людей промысл Его всегда способствует чему-то доброму. И вы, наверно, знаете стих из Римл.8: 28: "Знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу".

Особенно ярко промысл Божий, содействующий ко благу, выражен в повествованиях книги Есфирь. Может быть и вы заметили, что Божье имя не упоминается во всей этой книге, но зато рука Его видна на каждой странице.

Давайте проследим за ходом действий. Аман завтра утром собирается идти к царю просить разрешения на уничтожение всех евреев. В особенности он хочет освободиться от доброго Мардохея. Но в эту ночь царь не может спать. Почему именно в эту? Постель его, наверняка, была одной из самых лучших и удобных. Царь посылает за памятной книгой, куда записывались случаи, происшедшие во время его царствования. Почему он выбрал чтение книги? Почему не что-нибудь другое? Почему ему захотелось читать как раз эту книгу? И тут он читает о том, как Мардохей спас его жизнь. Почему книга была открыта как раз на этой странице? К своему удивлению царь находит, что Мардохей, за такую большую услугу, не получил никакой награды. Почему он до сих пор не был вознагражден? И почему царь решил сделать это именно сейчас? И действительно, "сердце царя в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его" (Пр. 21: 1).

Таким образом, когда злой Аман следующим утром заходит к царю за разрешением распоряжаться жизнью евреев, он неожиданно находит царя в совершенно другом, незнакомом ему, расположении духа. "Что сделать тому человеку, которого царь хочет отличить почестью?" - спрашивает царь Амана. И вопреки всем ожиданиям Амана, не он, а Мардохей был провезен по городу на царском коне и в царской одежде! Есть чудесная песня, воспевающая промысл Божий:

Господь таинственным путем здесь чудеса творит, В тумане действует морском и в буре к нам спешит. В неизмеримой глубине хранит Он блага нам, Своим дает Он и во сне, творит, что хочет Сам.

Другим примером является жизнь Иосифа. Все казалось было испорчено, но в действительности все шло по правильному руслу. Отец посылает его навестить братьев, которые ненавидят его. Иосиф не может найти их и уже собирается идти обратно, но тут один незнакомец спрашивает его, что он ищет. Почему ему надо было спрашивать? И случилось же, что как раз этот незнакомец слышал планы братьев о переводе стад в Дафан. Почему ему довелось это слышать? И почему он запомнил это? Почему вообще, состоялась встреча этого незнакомца с Иосифом? О том, что случилось дальше, вы знаете. Иосифа бросают в яму, продают измаильтянам, он становится рабом Потифара, зло обвиняется его женой, его бросают в тюрьму, про него совсем забывают... до тех пор, пока Бог, как раз в правильное время, не выводит его и ставит перед фараоном объяснять его сны. Фараон объявляет изгнанного юношу вторым человеком в Египте. Позже Иосиф спасает жизнь отца и братьев и от сердца может сказать им: "Вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро" (Быт. 50: 20). Вот это и есть промысл Божий.

Не сетуй: Кто прежде времен существует,
Кто правит с премудростью тьмами планет,
Кто вихрям и морю предел указует,
Тот путь безопасный и нам обретет.

С любовью предвидит премудрая воля:
В чем благо для сердца, что вред принесет.
И каждому послана Господом доля,
Но верных Своих Он к блаженству ведет.

Один служитель, из-за своих убеждений преследуемый головорезами, спрятался на сеновале. Там совершенно нечего было есть, но он не смел выходить. Но каждый день курочка приходила на сеновал и клала для него яйцо!

Я уже упоминал Джона Ньютона. Он никогда никуда не опаздывал. Но однажды, спеша на корабль, он опоздал. Корабль ушел. Немного погодя на нем произошел взрыв, и судно потонуло.

Святой Августин постоянно шел домой одной и той же дорогой. Но однажды, по необъяснимым причинам, он выбрал другую. По обычному пути в тот день его дожидались разбойники, искавшие убить его.

Английский пастор, мистер Дод, не мог спать однажды ночью. Он чувствовал побуждение навестить одного человека из своей церкви. Жена предлагала ему не брать этого в голову или хотя бы подождать до утра. Но он не смог и пошел. Он подошел к дому того человека как раз в момент, когда тот хотел совершить самоубийство.

Во времена реформации Бернард Гилпин был приговорен к смерти за свои убеждения. Он постоянно говорил, что "любящим Бога все содействует ко благу". Враги смеялись над ним, когда на пути к казни, он сломал себе ногу. "Ну как же это может быть ко благу?" - говорили они. Но это было ко благу. Пока его нога зажила, хотя бы до той степени, чтобы можно было дойти к месту казни, царица Мэри, приговорившая верующего к смерти, умерла. На трон села царица Елизавета, которая выпустила его на свободу.

На одном из административных зданий в Лондоне в качестве эмблемы изображен огромный кузнечик. Будучи младенцем, сэр Томас Грешам, строитель этого здания, был выброшен в поле на произвол судьбы. Недалеко от него проходил маленький мальчик, который услыхав стрекотанье кузнечика, пошел искать его, но нашел младенца, которого потом вскормила и вырастила его мать.

В Варфоломеевскую ночь в Париже, преследуемый служитель спрятался в большой печке. Тут же паук покрыл паутиной дверцу. Это послужило тому, что мучители не заглянули туда.

Сотни других историй могут рассказать о тайне Божьего промысла, руководящего происходящим.

Советую прочитать:

Историю Иосифа - Бытие 37-50. Книгу Есфирь, особенно первые семь глав.

Глава 13. Конец мира

Дети и подростки интересуются знать, что же случится в конце мира. Многие люди готовы дать на этот вопрос различные ответы. Но то, что нужно и важно знать открыто нам в Слове Божьем. Библия не умалчивает о том, что случится в конце мира.

Мир наш не вечен. В один день он сгорит. Бог обещал не наказывать больше мир потопом - радуга в небе является доказательством этому - но придет день, когда Бог разрушит этот мир огнем.

Были люди, которые старались установить дату этому происшествию. Предложенный ими день приходил и уходил, и ничего не случалось. Говорили, что в 1870 году наступит конец света, но с тех пор прошло более ста лет, а жизнь на земле все продолжается.

Выдвигаемые догадки по этому поводу оставляют равнодушным того, кому известна истинность и важность этих вещей. Сам Господь Иисус много сказал нам о конце света, а то что Он не сказал, лучше всего не стараться узнавать.

До наступления конца света, Иисус во второй раз вернется на Землю. Первый раз Он пришел младенцем в Вифлеем (первое пришествие), и Он вернется в конце времени (второе пришествие). Несмотря на то, что второе пришествие включает в себя много таинственного, Господь очень ясно разъяснил четыре вещи:

1. Он вернется лично. Точно так, как Он в теле вознесся на небо, так в теле, лично, Он вернется на землю (Деян. 1: 11).

2. Он вернется в большой славе - не так, как пришел в первый раз, беспомощным младенцем, но со всеми святыми ангелами (Мф. 24: 30,31; Мк. 13: 26).

3. Его пришествие будет видимым - каждый увидит Его возвращение. Оно не будет скрытным, не будет тайным (Лк. 17: 24; Откр. 1: 7).

4. Второе пришествие - истина. Что бы люди ни говорили, пришествие Господне будет (Мф. 24: 27; Мк. 13: 31; Лк. 21: 33).

Может быть и вы уже слышали о "тысячелетнем царстве". Что это такое? Речь тут идет о 1000 лет, упомянутых в Откровении 20: 4. Убеждения верующих людей насчет того, когда наступят эти 1000 лет, расходятся.

Одни говорят, что сначала будет второе пришествие, а затем Иисус лично будет царствовать на Земле 1000 лет. Потом наступит конец света.

Другие говорят, что на Земле будут 1000 лет (или очень долгое время) обильного благословения. Потом Иисус придет, и будет конец света.

Третьи говорят, что 1000 лет благословений вообще не будет, но Иисус придет и это будет концом.

В конце всего, не только мир этот будет разрушен, но и все люди предстанут на суд. Судьей будет Сам Иисус. Многие еще будут в живых, когда Иисус придет; умершие же, праведники и неправедники, воскреснут. Тело и душа будут соединяться.

Своих людей Господь Иисус соберет на Свою правую сторону и скажет им: "Придите, благосленные". Они войдут в небо, чтобы быть там навеки. Небо - это то чудесное место, в котором не будет больше греха, печали, страданий. Сам Иисус будет там славой и солнцем. Там будет полнейшее счастье.

Другие, которые будут по левую сторону Иисуса, должны будут идти в ад, тоже навеки. Иисус скажет им: "Отойдите от Меня, проклятые". Они уйдут в страшные страдания - это будет наказанием за их грехи против Бога.

Одно нам должно быть ясно. Божьи люди войдут в небо не потому, что они лучше, но потому, что они спасены по Божьей благодати.

Дети часто спрашивают: "Что случается, когда человек умирает?" Души людей возвращаются к Богу (Екклес. 12: 7) и входят или в небо, или в ад. Тела же людей лежат в гробах до воскресения, которое будет в конце времен.

Может быть вы спросите: "Но что же со всеми сожженными телами, растерзанными, утонувшими?" Единственное, что мы можем сказать: что невозможно нам, возможно Богу. Как дети легко собирают мозаику из разрозненных частей, так и для Бога совсем нетрудно будет собрать частички нашего тела, что бы с ним ни случилось.

Осенью мы сажаем очень некрасивые луковицы, из которых весной вырастают красивейшие цветы. Это нам напоминает о том, как Господь говорит о Воскресении Своих людей. Более наглядно это описано в 1 послании к Коринфянам 15: 35-38; 42-44).

Когда Господь Иисус говорил о событиях последнего времени - Своем втором пришествии и конце света - то делал Он это не для того, чтобы вызвать любопытство у людей или развлечь их. Он всегда добавлял: "Будьте готовы" или "Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня ни часа, когда Господь придет".

У одной сестры-христианки был неверующий муж. Он никогда не посещал богослужения, не читал Библии. Но однажды его очень заинтересовал вопрос о конце света. Он начал читать Библию и, к удивлению жены, провел над этой книгой целый день. И все же, к сожалению должен сказать, что это нисколько не изменило его жизни. Он не молился и не приходил на служения, он продолжал ходить своими злыми путями. Он взял в руки Библию ради развлечения. Да сохранит нас Бог от такого чтения Его слова.

Притчи Иисуса (о десяти девах, о человеке без брачной одежды) учит нас необходимости быть готовыми.

В чем же заключается эта готовность к пришествию Иисуса, будь это, когда мы умрем, будь это Его второе пришествие? Ответ заключается в самих же словах нашего Спасителя: "Должно вам родиться свыше". Если вы рождены от Святого Духа, вы покаетесь, вы начнете сожалеть о своих грехах и обратитесь от них к Богу. Вы поверите в Господа Иисуса и попросите Его простить вас и взять вас на небо. Господь Иисус приготовит вас: омоет в Своей драгоценной крови и оденет в брачную одежду Своей праведности.

Для Божьих детей второе пришествие будет самым прекрасным и благословенным событием. К этому времени все Божьи планы и намерения совершатся, и Он прославится во веки веков.

Один юноша провел со старым служителем, приехавшим к нему на дом, целые выходные в беседе о втором пришествии. Много было сказано и на многие вопросы были получены ответы. Провожая старичка в понедельник утром на поезд, юноша получил последнее наставление: "Мой друг, мы много с тобой говорили о втором пришествии, но важнее в этом вопросе является наш интерес к Его первому пришествию".

"О, добрый Бог, приготовь меня стоять перед Тобой. Облеки меня в праведность Христа. Омой меня в крови Его. Таким образом буду я готов."

Советую прочитать:

Матфея 24: 36-42. Матфея 25: 1-13. 1 Фессалоникийцам 4: 13-18. Откровение 7: 9-17. Откровение 20: 11-15.

Издательство "Раундвуд Траст", г. Харпенден, Англия